Главная » Статьи » 

Владимир Немирович-Данченко

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ВЛАДИМИРЕ ИВАНОВИЧЕ НЕМИРОВИЧЕ-ДАНЧЕНКО
 

Владимир Иванович Немирович-Данченко  — русский и советский театральный режиссёр, педагог, драматург, писатель, театральный критик; народный артист СССР (1936), лауреат двух Сталинских премий I степени (1942, 1943), кавалер ордена Ленина (1937).

Основатель Московского Художественного театра вместе с Константином Станиславским.

Появился на свет 23 декабря 1858 года в местечке Озургеты неподалеку от Поти в семье служившего на Кавказе подполковника Императорской армии, дворянина из Черниговской губернии Ивана Немировича-Данченко и его жены Александры Ягубян — большой поклонницы театра. Сам род Немировичей-Данченко ведет начало от войскового товарища Данилы Немировича, польского дворянина, поддержавшего Богдана Хмельницкого и получившего от него дворянство.

Был братом известного журналиста, писателя и путешественника Василия Немировича-Данченко,  Имя Василия Ивановича сегодня известно скорее краеведам Кольского полуострова и Урала — но в конце XIX века он был знаменит как журналист и писатель, привозивший из каждой поездки очерки и местный фольклор.

Учился в Тифлисской гимназии, которую окончил с серебряной медалью в 1876 году.

Немирович-Данченко с детства увлекался театром благодаря влиянию матери — и уже в юности начал реализовывать себя в разных театральных направлениях. Например, в 1877 году он начал играть в любительском театре, и весьма успешно. Но от карьеры актера Немирович-Данченко все же отказался: он быстро понял, что с его внешностью не сможет выступать в героическом амплуа, а характерные роли его не прельщали.

Писать пьесы и увлекаться театром Немирович-Данченко начал еще в школе. В 4 классе он написал свои первые пьесы и начал заниматься в театральном кружке. В дальнейшем пьесы, написанные драматургом, имели большой успех: их ставили в Малом и Александринском театрах, а затем и на многих провинциальных сценах.

Первая пьеса Владимира Немировича-Данченко «Шиповник», написанная в 1881 году, была поставлена в Малом театре. Позже он напишет пьесы «Последняя воля», «Новое дело», «Золото», «Цена жизни», «В мечтах», а также несколько повестей и романов.

Поступил на физико-математический факультет Московского университета, затем перешёл на юридический факультет, но в 1879 году оставил университет, не окончив его. Уже в годы студенчества он начал публиковать свои рецензии и статьи как театральный критик – тогда еще под псевдонимами.

В год премьеры чеховской «Чайки» (1896) отказался от Грибоедовской премии за свою пьесу «Цена жизни», объявив, что пьеса Антона Чехова более достойна этой премии.

Владимир Иванович невероятно ценил Чехова, имел с ним добрые, дружеские отношения. Известна его фраза «Чехов – это талантливый я».

Немирович-Данченко был инициатором того, чтобы "Чайка", с треском провалившаяся в Александринском театре в 1896 году, была поставлена в недавно образованном Художественном театре.

Во время какой-то очень напряжённой паузы, последовавшей за очень резким замечанием Владимира Ивановича одной из репетирующих актрис, он вскочил, вылетел из-за режиссёрского стола в проход и начал с хриплыми возгласами «Ай! Ай! Ай!» кружиться вокруг своей оси и бить себя ладонями по бёдрам и груди, потом сорвал с себя пиджак и стал топтать его ногами… Оказалось, что у него загорелись в кармане спички и прожгли большие дыры в брюках и пиджаке. Репетиция сорвалась.

На другой день Василий Лужский рассказывал эту историю с невероятными подробностями: Немирович горел так, что пришлось вызывать две пожарные команды, они развернули шланг, направили струю воды на Владимира Ивановича и смыли его в водосточную трубу — «решётка у нас широкая, а он такой маленький, что проскочил было совсем, но Костя его увидел и вытащил».

В 1898 году вместе с Константином Станиславским основал Московский Художественный театр (МХТ), став его руководителем, а впоследствии — и руководителем ряда его студий.

Около 10 лет Немирович-Данченко преподавал на драматическом отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (сейчас ГИТИС). Там его учениками стали Иван МосквинОльга Книппер и Всеволод Мейерхольд – все они позже вошли в труппу его театра.

В 1897 году Константин Станиславский получил записку от Немировича-Данченко – тот предлагал встретиться в московском ресторане «Славянский Базар» и обсудить создание нового театра. Войти в его труппу должны были ученики самого Немировича-Данченко и актеры Станиславского. Переговоры прошли успешно, хоть и затянулись на 18 часов: в итоге артисты основали Московский Художественный театр.

После Октябрьской революции вошёл в число членов Центротеатра (высший орган, управляющий театрами), стал одним из основателей и редакторов журнала «Культура театра».

Впервые в истории театра на сцене именно в постановке Немировича-Данченко была сыграна роль вождя мирового пролетариата. Произошло это в последнем спектакле маэстро «Кремлевские куранты» (роль Ленина исполнил Алексей Грибов).

В 1919 году организовал при МХТ Музыкальную студию. В 1925 году студия отправилась на гастроли по Европе и Соединённым Штатам. «Такой группы актёров, — писала одна из американских газет, — мы не видели на нашей сцене с тех пор, как здесь был Московский Художественный театр, родитель студии». Перед одним из представлений оперы «Кармен» к зрителям обратился дирижёр Леопольд Стоковский: «На этом спектакле зритель будет сидеть не как обычно в опере, откинувшись на спинку кресла, а внимательно следя за событиями, разворачивающимися на сцене».

После гастролей полтора года работал по контракту в Голливуде. Группа артистов не вернулась на Родину и осталась в США. Вёл переговоры об экранизации «Пугачёвщины», представив на обсуждение предварительный сценарий, сюжетно скомпонованный из пьесы К. Тренёва, шедшей на сцене МХТ в 1925, и сцен из пушкинской «Капитанской дочки». Борис Пильняк, посетивший Голливуд в 1931 году, пересказывал популярную там историю, что сценарий был одобрен с единственным исправлением: «Дирекция находила слишком страшным конец Пугачёва и настаивала на том, что Пугачёв, вместо плахи, встретился б с Екатериной, они б влюбились в друг друга и — о’кэй — женились». По причинам неприемлемости мрачного конца Пугачёва сценарий был в конечном счете отвергнут руководством кинокомпании. По некоторым сведениям, Немирович-Данченко считал пребывание в Голливуде самым тяжёлым периодом в своей жизни.

Владимир Иванович Немирович-Данченко стал одним из создателей режиссёрского театра во всем мире. Он оставил потомкам и продолжателям учение о творческой роли режиссёра в спектакле.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

1. Соловьева, И. Немирович-Данченко / И. Н. Соловьева. - М.: Искусство, 1979. - 408 с.
2. Немирович-Данченко, В. Рождение театра: [воспоминания, статьи, заметки, письма] / В. И. Немирович-Данченко. - М.: АСТ: Зебра Е; Владимир: ВКТ, 2009. - 656 с.
3. Немирович-Данченко, В. Рождение театра: [о Московском художественном театре]: воспоминания, статьи, заметки, письма / В. И. Немирович-Данченко. - М.: Правда, 1989. - 576 с.
4. Я познаю мир. Театр: дет. энцикл. / [И. А. Андрианова-Голицына]. - М.: Астрель: АСТ, 2002. - 446 с.
5. Всеобщая история театра. - М.: Эксмо, 2012. - 576 с.
6. Русский драматический театр: энциклопедия / под общ. ред. М. И. Андреева [и др.]. - М.: Большая Рос. энцикл., 2001. - 568 с.
7. Кузьмин, А. У истоков русского театра: кн. для учащихся / А. И. Кузьмин. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
8. Театр: энциклопедия. - М.: Олма-пресс гранд, 2002. - 224 с.
9.  Опочинин, Е. Русский театр, его начало и развитие : ист. очерк / Е. Н. Опочинин. - М.: ГПИБ России, 2005. - 172 с. 
10. История русского советского драматического театра: [учеб. пособие для театр. вузов и ин-тов культуры: в 2-х кн.]. Кн. 1. 1917-1945 / под общ. ред. Ю. А. Дмитриева, К. Л. Рудницкого. - М.: Просвещение, 1984. - 335 с. 


Просмотров: 41














Поиск по сайту

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ