Главная » Статьи » 

Владимир Боровиковский

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА ВЛАДИМИРА БОРОВИКОВСКОГО

Детство и юность Владимира Боровиковского

Будущий художник родился 4 августа 1757 года в Миргороде на Полтавщине, в семье казачьей старшины, которую в 1785 году по указу Екатерины приравняли к русскому дворянскому сословию. Отец мальчика Лука Иванович Боровик был небогат, и с 17 лет Владимир, как и все его дядья, братья и племянники, служил в Миргородском казачьем полку, одновременно помогая вести хозяйство. Помимо этого, вся семья Боровиков занималась и другим делом – иконописью. Не избежал этого занятия и Владимир прилежно освоивший нехитрые фамильные секреты.

В 1782 году полк, в котором служил молодой казак, расформировали, и иконопись стала его основным ремеслом. Как показала дальнейшая карьера живописца, заложенный в молодости фундамент оказался достаточно прочным, чтобы достичь признания в среде профессиональных живописцев. Сохранившиеся ранние портреты работы Боровиковского, написанные на Украине, демонстрируют живость и характеры героев, хотя и отличаются неправильностью и архаичностью письма.

Переломным в биографии Владимира Боровиковского стал 1787 год, когда он принял участие в оформлении путевого дворца в Кременчуге – одного из тех, что строились по всему длинному пути запланированного путешествия императрицы Екатерины II в недавно присоединённый к России Крым. Отдыхая во дворце, государыня удостоила похвалы со вкусом составленные и исполненные живописные аллегории и повелела одарить художника деньгами. Это вдохновило талантливого самородка на переезд в столицу для совершенствования художественных навыков.

Творчество Владимира Боровиковского

Не имея ни связей, ни значительных средств, в декабре 1788 года Владимир Боровиковский прибыл в Санкт-Петербург – именно здесь он изменил свою фамилию, придав ей более «благородное» звучание. К счастью, вскоре художник нашёл покровителя в лице Н.А. Львова – видного мецената и просветителя екатерининской эпохи. Успешный архитектор и инженер, родившийся в небогатой семье и пробившийся наверх лишь благодаря самостоятельно полученным знаниям, он проявил заботу о художнике-самоучке. Львов поселил Боровиковского у себя в доме, ввёл в творческий круг столицы, помог с первыми заказами на портреты и росписи церквей.

Из-за зрелого возраста – художнику перевалило за 30 лет – Боровиковский не смог поступить в Императорскую академию художеств. Однако он быстро сошёлся с талантливым Д.Г. Левицким, оказавшим значительное влияние на вкусы земляка-малоросса, а также брал уроки у придворного живописца австрийца И.-Б. Лампи, который при отъезде из России оставил ученику свою мастерскую. Боровиковский стал вдумчивее относиться к моделям, достиг совершенства в передаче фактуры – тканей, драпировок, мебели.

Период ученичества длился довольно долго, но кисть художника становилась всё увереннее, а взгляд острее. Начиная с 1794–1795 гг. его картины отмечены тонким мастерством и обретением поэзии. Входивший в моду сентиментализм стал главным художественным направлением Боровиковского, в котором его талант раскрылся в полной мере. Тогда в парном портрете «Лизонька и Дашенька» он изобразил двух дворовых крепостных девушек в виде трогательных барышень, а портрет генеральской дочери Екатерины Арсеньевой поместил в тёплую дымку, придающую обаяние задорному лицу девушки-подростка.

Портреты работы Боровиковского произвели настолько благоприятное впечатление на публику, что за считанные месяцы на его работы возник широкий спрос. Модный художник удостоился звания академика, у него начали заказывать портреты знатные дамы, а затем и сама императрица. Портрет Екатерины II стал одним из высших достижений Боровиковского. Он изобразил государыню как простую пожилую женщину, а не полубогиню, что по тем временам было неслыханно. Этот образ пришёлся императрице по душе, и Боровиковский получил целый ряд новых престижных заказов. С этого момента он во множестве писал портреты членов царской семьи, высших государственных сановников, придворных дам.

Наибольшей творческой силы Боровиковский достиг на рубеже веков – в быстротечную эпоху Павла I и первые годы правления Александра I. Именно тогда он создал настоящие шедевры: женские портреты М.И. Лопухиной, Е.А. Нарышкиной, Е.А. Долгоруковой, сестёр А.Г. и В.Г. Гагариных. Среди мужских портретов наиболее выразительны изображения Г.Р. Державина, императора Павла I, Д.П. Трощинского, Ф.А. Боровского и особенно А.Б. Куракина.

В начале XIX века Боровиковский, повинуясь веянию моды своего времени, сблизился с масонами и вступил в одну из лож, после чего написал ряд портреты высокопоставленных розенкрейцеров. Но тайные обряды не удовлетворяли его духовных потребностей, и постепенно художник отошёл от масонства. Тогда же стиль картин Боровиковского сместился от сентиментализма в сторону классицизма.

С 1804 по 1810 гг. Боровиковский участвовал в масштабном проекте по росписи Казанского собора в Петербурге. Он выполнил 10 икон, которые отличаются торжественностью образов и нарядностью колорита. В 1810-е гг. живописец продолжал писать портреты знати, а также по заказу оренбургского губернатора Г.С. Волконского создал галерею изображений русских царей.

В поздний период творчества Боровиковский нашёл успокоение в церковной живописи. Он расписывал иконостасы храмов, всё менее интересуясь светским портретом, сделавшим ему имя. Мода на Боровиковского уходила. Последнее его достижение в этой сфере – созданный в 1821 году портрет фрейлины двора Е.В. Родзянко. Склонный к душевным колебаниям, художник всё глубже искал утешение в религии. В 1819 году он примкнул к мистической секте «Духовный союз» во главе с Е.Ф. Татариновой (Буксгевден). Здесь Боровиковский обрёл атмосферу, созвучную его внутреннему миру, несмотря на излишнюю экзальтированность «братьев» и «сестёр». В 1822 году секту по обвинению в ереси распустили, но живописец не жалел, что приобщился к мистицизму.

Как педагог Боровиковский воспитал несколько замечательных художников, таких как А.Г. Венецианов и И.В. Бугаевский-Благодарный.

Семья и личная жизнь Владимира Боровиковского

Владимир Боровиковский вёл очень скромную и даже закрытую жизнь, о которой известно совсем немного. Он никогда не состоял в браке и не имел детей, всё его общество составляла немногочисленная прислуга да ученики, некоторые из которых проживали в его квартире. Получая на пике славы солидные гонорары, Боровиковский не скопил большого стояния. Будучи по природе человеком мягким и щедрым, он отправлял значительные суммы родственникам на родину, а также не отказывал в помощи нуждающимся. По ряду свидетельств, порог его жилья всегда обивали нищие. На склоне лет все сбережения (около 4000 рублей) и обстановку квартиры он завещал обратить на помощь неимущим.

Смерть и похороны Владимира Боровиковского

В 1825 году Боровиковский работал над росписью иконостаса в церкви при Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге. В самый разгар работ он занедужил и 18 апреля 1825 года скончался от инфаркта миокарда в возрасте 77 лет. Без больших церемоний прах некогда любимого публикой живописца захоронили там же, где его настигла смерть, – на Смоленском кладбище. В 1931 году, когда оно пришло в сильное запустение, в рамках кампании по сохранению могил знаменитостей прах Боровиковского перенесли в некрополь мастеров искусств при Александро-Невской лавре, сохранив в качестве надгробия массивный гранитный саркофаг.

Известные работы Владимира Боровиковского

Наибольший успех и славу Боровиковскому принесли портреты. Картина «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке», написанная в 1794 году, стала визитной карточкой художника. Он отошёл от аллегорически-парадной манеры изображения императрицы в образе Фемиды или Минервы, а изобразил женщину, которой исполнилось 65 лет, «по-домашнему» – в салопе и чепце, в сопровождении любимой левретки. Именно так впоследствии описывал императрицу А.С. Пушкин в «Капитанской дочке».

Ростовой портрет персидского принца Муртазы Кули-хана, написанный в 1796 году, выполнен в холодной гамме. Части нарядной одежды – чувяки, кушак, туфли, халат – выписаны до мельчайших деталей, с блеском и артистизмом. Миниатюрный портрет торжковской крестьянки Христиньи, написанный в 1795 году, рисует образ миловидной, привлекательной девушки. Нежность лица передана сочетанием осторожных и свободных мазков. Конечно, это сентиментальный, идеализированный портрет, но исполненный с большим умением.

Наиболее полно представление художника о прекрасном воплощено в портретах светских красавиц М.И. Лопухиной и Е.А. Нарышкиной, написанных в 1797-м и 1799-м. Образ 18-летней жены камергера Марии Лопухиной чарует своей меланхоличностью, нежностью, гармонией. Скользящий свет моделирует форму, с помощью светотеневых нюансов достигается эффект поэтичности, с помощью многочисленных лессировок переливчатость цветов. Хорошо продуманный пейзаж усиливает очарование. Портрет юной 14-летней фрейлины Елены Нарышкиной подчёркивает правильный профиль, благородную белизну и нежную мечтательность лица, завитки пышных волос.

Портрет сестёр А.Г. и В.Г. Гагариных, написанный в 1802 году, – ещё одно несомненное достижение живописца. Модели контрастируют и одновременно дополняют друг друга ритмами линий и контуров, создавая единый образ. Девичьи фигуры умело выписаны, их отличают непринуждённые позы, тёплый румянец щёк, рука, перебирающая струны гитары. На монументальном ростовом портрете князя А.Б. Куракина, созданном в 1801–1802 гг., невозмутимо и снисходительно улыбающийся вельможа изображён на фоне колонны и свисающего занавеса, цветовые пятна которых создают необходимое равновесие и придают цельность всему произведению. Очень интересна картина Боровиковского «Зима», датируемая 1800-ми гг. – на ней мы видим крестьянина, греющего руки у костра. Картина не лишена аллегоричности, но написана с большим искусством.

Значение творчества Владимира Боровиковского

Творчество Боровиковского – важнейший этап в развитии русской портретной живописи. Его произведения, как отмечали ещё в XIX веке, не лишены эстетических недостатков – они идеализированы, сентиментальны, иногда однотипны. Стиль картин Боровиковского всегда узнаваем. Однако в лучших своих полотнах – там, где ему удавалось угадывать естественность и простоту, – художник поднялся до подлинных вершин в понимании тайны человеческих чувств и природы человеческой красоты.
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

1. Владимир Боровиковский: альбом / авт. текста Л. Маркина. - М.: Белый город, 2001. - 48 с. 
2. Азбука русской живописи: альбом / Л. М. Жукова. - М.: Белый город, 2007. - 146 с. 
3. Андрианова, И. Живописцы / И. А. Андрианова. - М.: АСТ: Астрель, 2004. - 349 с. 
4. Портрет в русской живописи: [альбом / сост. и авт. текста Л. А. Ефремова]. - М.: ОЛМА-пресс образование, 2004. - 96 с.
5. Ельшевская, Г. Жанровая живопись / Г. В. Ельшевская. - М.: АСТ-пресс: Галарт, 2003. - 311 с. 
6. Ермильченко, Н. Знаменитые полотна русских живописцев / Н. В. Ермильченко. - М.: Белый город, 2008. - 46 с.
7. Живопись: учебное пособие / [Н. П. Бесчастнов и др.]. - М.: Владос, 2004. - 223 с. 
8. Кокшенёва, К. Самые знаменитые живописцы России / К. А. Кокшенёва. - М.: Вече, 2002. - 400 с.
9. Манин, В. Шедевры русской живописи: более 350 иллюстраций / В. С. Манин. - М.: Белый город, 2000. - 400 с. 
10. Майорова, Н. Русский классицизм / Наталья Майорова, Геннадий Скоков. - М.: Белый город, 2007. - 48 с. 


Просмотров: 25














Поиск по сайту

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ