ИСТОРИЯ ВЕНЕЦИАНСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ
Фестиваль основали президент Венецианской биеннале граф Вольпи ди Мисурата и генеральный секретарь Международного института образовательного кино Лючиано Де Фео.
Впервые Венецианский фестиваль состоялся в августе 1932 года в рамках Венецианской биеннале. Первый кинофестиваль прошел на острове Лидо (в области Венеция в 27 км от города Венеция) на террасе отеля Excelsior, который до сих пор остается одной из площадок. В 1932 году конкурс не проводился, был организован только просмотр картин, представленных девятью странами, - 29 полнометражных и 14 короткометражных фильмов. Первый фестиваль посетили 25 тыс. зрителей.
С 1934 году кинофестиваль организуется ежегодно в августе-сентябре на острове Лидо. Он не проводился в военный период 1943-1945 годов, а также в 1973 году и в 1977-1978 годах, когда отсутствовал новый устав фестиваля (все это время он находился на утверждении парламента Италии).
В 1934-1942 годах главной наградой был "Кубок Муссолини", в 1947 и 1948 годах - "Большой международный приз Венеции". В 1949 году основной приз получил название "Золотой лев" (за лучший фильм). В 1969-1979 годах "Золотой лев" не вручался, тогда организаторы фестиваля вернулись к первоначальной идее внеконкурсного показа картин (наградами отмечались отдельные фильмы).
Первым директором фестиваля (1932-1934) был Лучиано Де Фео. С 2012 года эту должность занимает кинокритик Альберто Барбера.
Конкурсы и призы
В основной программе с 1934 года участвуют полнометражные художественные фильмы, не демонстрировавшиеся за пределами страны-производителя и не участвовавшие в других фестивалях. Помимо "Золотого льва", международное жюри присуждает следующие награды
"Серебряный лев" (лучшему режиссеру);
Большая премия жюри (специальный приз лучшему режиссеру);
Специальная премия жюри за вклад в киноискусство (вручается режиссеру или актерам, работавшим над фильмом из конкурсной программы);
"Кубок Вольпи" (лучшему актеру и лучшей актрисе);
Премия имени Марчелло Мастроянни (лучшему молодому актеру или актрисе; вручается с 1998 года);
Премия "Озелла" (за лучший сценарий).
В рамках фестиваля работают несколько дополнительных программ (секций), в которых имеются свои призы.
Советские и российские призеры
Отечественные фильмы четыре раза были отмечены главным призом. В 1962 году "Золотого льва" получила военная драма Андрея Тарковского "Иваново детство", снятая по мотивам повести Владимира Богомолова "Иван", в 1991 году - кинопритча Никиты Михалкова "Урга - территория любви", в 2003 году - драма Андрея Звягинцева "Возвращение", в 2011 году - драма Александра Сокурова "Фауст", снятая по мотивам одноименной трагедии Гете. В 2007 году специального "Золотого льва" (за целостность художественного решения) получил Никита Михалков за фильм "12".
В 1932 году лучшим режиссером был признан Николай Экк ("Путевка в жизнь"), в 1953 году - Александр Птушко ("Садко"). В 2008 году "Серебряного льва" за лучшую режиссуру был удостоен Алексей Герман - младший ("Бумажный солдат"), в 2014 году и 2016 году - Андрей Кончаловский ("Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" и "Рай").
Лучшими актерами признавались Евгений Леонов (1979, за роль в трагикомедии Георгия Данелии "Осенний марафон") и Олег Борисов (1990, за роль в драме болгарского режиссера Михаила Пандурского "Единственный свидетель"). Награды как лучшие актрисы получали Дзидра Ритенберга (1957; за роль в мелодраме Владимира Брауна "Мальва" по мотивам рассказов Максима Горького), Наталья Аринбасарова (1966; за работу в драме Андрея Кончаловского "Первый учитель" по повести Чингиза Айтматова) и Ксения Раппопорт (2009; за игру в триллере итальянского режиссера Джузеппе Капотонди "Двойной час").
"Золотыми львами" за выдающиеся достижения в кинематографе были награждены кинооператор Анатолий Головня (1972) и режиссер Сергей Юткевич (1982).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
1. Бондаренко, Е. Путешествие в мир кино / Е. А. Бондаренко. - М. : ОЛМА-пресс, 2003. - 255 с.
2. Кино: путеводитель по жанрам : пер. с англ. / Р. Берген. - М. : Кладезь-Букс, 2011. - 160 с.
3. Рыбин, А. "Кино" с самого начала и до самого конца / А. В. Рыбин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. - 284 с.
4. Страницы истории отечественного кино / Федеральное агентство по культуре и кинематографии, НИИ киноискусства ; сост. Д. Л. Караваев ; отв. ред. Л. М. Будяк. - М. : Материк, 2006. - 284 с.
5. Фрейлих, С. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского: учебник для вузов / С. И. Фрейлих. - М.: Акад. проект: Трикста, 2008. - 512 с.
6. Разлогов, К. Мировое кино: история искусства экрана / К. Э. Разлогов ; Российский институт культурологии. - М. : Эксмо, 2013. - 688 с.
7. Митта, А. Кино между адом и раем: кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому... / А. Митта. - М.: Подкова, 2000. - 480 с.
8. Надеждин, Н. Грета Гарбо: "Кино - это жизнь" / Н. Я. Надеждин. - М.: Майор : Издатель Осипенко А.И., 2008. - 191 с.
9. Первый век кино: фильмы, режиссеры, актеры, даты. - М.: Локид, 1996. - 720 с.
10 .Брагинский, А. Актеры французского кино / А. В. Брагинский. - М. : Всесоюз. бюро пропаганды киноискусства, 1986. - 64 с.
11. Ромм, М. Беседы о кино / М. И. Ромм. - М. : Искусство, 1964. - 367 с.
12. Исмаилова, Н. Евгений Леонов / Нинель Исмаилова. - М. : Искусство, 1979. - 160 с.
13. Колодяжная, В. История зарубежного кино: учеб. пособие. Т. 2. 1929 - 1945 годы / В. Колодяжная, И. Трутко. - М. : Искусство, 1970. - 432 с.
14. Кузнецов, Д. Язык кино: как понимать кино и получать удовольствие от просмотра: [12+] / Данила Кузнецов. - Москва: Эксмо: Бомбора, 2021. - 112 с.
15. Страницы истории отечественного кино / Федеральное агентство по культуре и кинематографии, НИИ киноискусства ; сост. Д. Л. Караваев ; отв. ред. Л. М. Будяк. - М.: Материк, 2006. - 284 с.
16. Юренев, Р. Краткая история киноискусства / Р. Н. Юренев; Гос. ком. РФ по кинематографии. - М.: Академия, 1997. - 288 с.
17. Маккарти, С. 60 культовых фильмов мирового кинематографа: пер. с англ. / С. Маккарти. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
18. Зак, М. Родословная современного фильма / Марк Хаимович Зак. - М.: Всесоюз. бюро пропаганды киноискусства, 1987. - 126 с. |