РЕЖИССЕР ТАТЬЯНА ЛИОЗНОВА
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЕ ГОДЫ
Татьяна Михайловна (Моисеевна) Лиознова появилась на свет 20 июля 1924 года в Москве, в еврейской семье. Ее отец — Моисей Александрович Лиознов — работал инженером-экономистом, мать — Ида Израилевна Лиознова — была домохозяйкой.
В родной деревне под Черниговом, ей удалось окончить лишь три класса. Тем не менее, мать оказала значительное влияние на дочь, прививая ей любовь к искусству, литературе и музыке. У Тани обнаружился абсолютный музыкальный слух, и она мечтала играть на скрипке, но поняла, что фальшивить на этом инструменте нельзя, и отказалась продолжать занятия музицированием.
Во время летних каникул девочка любила ездить на родину матери. Ей нравился незамысловатый сельский труд — вместе со всеми Таня ворошила сено и даже доила коров. Позже она вспоминала свое ощущение причастности к "настоящему делу". Хорошо она чувствовала себя и в пионерском лагере. Именно там Татьяна впервые вышла на сцену. Первая ее роль была вовсе не женской — в самодеятельной постановке девочка сыграла не кого-нибудь, а молодого маршала Буденного.
В пионерском лагере ее застала и весть о войне. К тому времени Татьяна Михайловна уже работала там старшей вожатой — "романа" с МАИ, куда ее уговорили поступить родители, не сложилось. Отец погиб на фронте в том же году, при героической обороне Смоленска. Позже война унесла жизнь и трех братьев ее матери.
ВГИК И ПЕРВЫЕ РАБОТЫ
На решение Лиозновой стать режиссером повлияли и желание спастись от боли, связанной с потерей близких, и особенности характера Татьяны Михайловны, в котором присутствовали ярко выраженные "мужские" элементы.
Путь к мечте был тернист — поступив во ВГИК в 1943 году на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, девушка вскоре была отчислена из-за нехватки жизненного опыта.
Но она была упорной, и превратила в съемочную площадку трамвай, где сфокусировалась на занятных и необычных пассажирах. Так Лиознова смонтировала интересный киноэтюд, и предложила совместно работать над ним других товарищей по несчастью. Вместе с помощниками ее вновь взяли во ВГИК, а Герасимов сполна оценил талант девушки. Именно Лиознова стала его ассистентом на съемках "Молодой Гвардии".
А потом — опять испытания. После увольнения со студии Горького, куда ее распределили после института (по одной из версий, причиной изгнания был пресловутый пятый пункт), для Татьяны Михайловны наступили трудные времена — тяжелая болезнь мамы, безденежье. Вместе с матерью они шили одежду на заказ, потом девушка подрабатывала разнорабочей, уборщицей.
В 1954 году ее вновь пригласили на студию — сначала в качестве ассистента по реквизиту, затем второго режиссера. А спустя 4 года Татьяна Михайловна уже выпустила собственный фильм про войну "Память сердца". Сценаристами были мастера ее курса. Затем вышли знаменитая "Евдокия" и картина "Им покоряется небо", посвященная летчикам, погибшим при испытаниях.
В 1965 году эта лента принесла Лиозновой премию "Золотое крыло". Тогда же на экраны вышел фильм "Рано утром".
А в 1967 году на свет явилась знаковая лента "Три тополя на Плющихе". Песню "Нежность", исполняемую героиней Татьяны Доронины, пели тогда все. На Международном кинофестивале в Аргентине картине присвоили первую премию.
СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ
Эта лента стала "главным" произведением режиссера и, по сути, первым сериалом, поставленным в СССР. Однажды Лиознова наткнулась в журнале "Знамя" на повесть Юлиана Семенова и, загоревшись, сразу же позвонила автору. Ответ ошеломил: сценарий уже лежит на Ленфильме, и за него получен гонорар. Но режиссер уговорила Семенова отозвать сценарий – для этого потребовалась помощь самого председателя Госкомитета по радио и телевещанию Сергея Лапина.
Лиознова окунулась с головой в работу, часами просиживала в фильмохранилищах, изучая советскую и немецкую кинохронику, беседовала с разведчиками. Один из ее собеседников и поведал Татьяне Михайловне пронзительный эпизод мимолетной встречи с супругой из своей биографии: он видел ее несколько секунд в окне проезжавшего поезда, но не мог даже помахать с перрона. Так родилась одна из самых запоминающихся сцен фильма — встреча Штирлица с женой.
Выбор актеров казался многим неожиданным — герой-любовник Вячеслав Тихонов трансформировался в мужественного разведчика Исаева, интеллигентному Льву Дурову предстояло перевоплотиться в провокатора Клауса, а Леониду Броневому, игравшему Мюллера, приходилось долго "тренировать" жесткий взгляд — режиссер утверждала, что у него доброе лицо.
Когда в 1973 году фильм вышел на экран, это был настоящий триумф. В определенное время городские улицы массово пустели, а одним из восторженных зрителей стал тогдашний генсек Леонид Брежнев. Со всех концов страны Татьяне Михайловне приходили мешки с письмами, и она добросовестно читала все послания. Картине присудили Госпремию СССР.
ПРЕПОДАВАНИЕ И ПОЗДНИЕ ГОДЫ
После "Семнадцати мгновений Весны" Лиознова сделала паузу на 6 лет. В этот период она посвятила себя преподаванию, и совместно со Львом Кулиджановым возглавила новую актерскую мастерскую. Ей очень нравилось работать со студентами, хотя она была, по их воспоминаниям очень требовательным и строгим педагогом – как и режиссером.
Но в 1980 году на экраны вышел новый фильм "Мы, нижеподписавшиеся". Обычная производственная драма воплотилась в захватывающее действо. А уже через год вышла трогательная мелодрама "Карнавал". История провинциальной героини, штурмующей Москву, запала зрителям в душу, а песни из фильма, музыку к которым написал Максим Дунаевский, а стихи — Роберт Рождественский, звучали отовсюду.
Последующие фильмы уже не имели такого успеха — трехсерийная лента 1986 года "Конец света с последующим симпозиумом" из-за антиамериканской риторики не вписалась в переломную эпоху, и после единственного показа "осела на полке".
СМЕРТЬ
Татьяна Михайловна долго и тяжело болела. Были проблемы с ногами, приходилось использовать инвалидную коляску, а за несколько месяцев до смерти у Лиозновой, из-за болезни Паркинсона, отнялась речь.
Но режиссер стойко держалась, следила за собой и за мировыми событиями, участвовала в общественной деятельности, а для укрепления памяти, учила наизусть стихи. Она не любила обращаться ни к кому за помощью, считая это унизительным для себя. Как рассказывал режиссер Андрей Эшпай уже в больнице, за несколько месяцев до смерти, Лиознова сама приказывала себе встать.
Она скончалась 29 сентября 2011 года в возрасте 87 лет. Режиссер похоронена в одной могиле с матерью на Донском кладбище. Спустя 5 лет фасад здания киностудии Горького пополнился мемориальной доской с портретом Лиозновой.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
О ней известно не так много, и личное было неразрывно связано с профессиональным. Первой ее любовью был Станислав Ростоцкий, с которым она познакомилась в процессе работы над фильмом "Земля и люди". Но роман был недолгим.
Следующая любовь пришла в период съемок "Им покоряется небо". В процессе работы Лиознова консультировалась с известными летчиками-испытателями. Обаятельный и харизматичный вдовец, Герой Советского Союза Василий Калашенко, очаровал Татьяну Михайловну. Роман вновь продолжался недолго, но летчику и режиссеру удалось сохранить теплые дружеские отношения, а после гибели Калашенко, Татьяна Михайловна взяла на воспитание одну из его дочерей — Люду, так и оставшуюся при ней до конца жизни. Именно личный мотив лег в основу "Три тополя на Плющихе" — ведь героиня сознательно отказывает себе в возможности любить и быть любимой, да и выбор в качестве лейтмотива песни "Нежность", посвященной покорителям неба, тоже неслучаен.
В отношениях с мужчинами Лиознова исповедовала определенную жесткость. Так, Арчил Гомиашвили, с которым у нее был тогда серьезный роман, который, казалось бы, уже вот-вот перерастет в брак, однажды сильно разочаровал режиссера. Когда он попытался "выпросить" себе, при содействии Семенова, роль Штирлица, возмущению ее не было предела. Кино для Лиозновой было превыше личных моментов.
Ее последнее увлечение пришло уже в середине 80-х, когда режиссер планировала снимать фильм про испытание атомной бомбы. Ленту курировал Владимир Кириллин — заместитель Косыгина по атомной энергетике. Он влюбился в Татьяну Михайловну, и даже развелся с женой. Но, как всегда, их отдалило друг от друга творчество — во время совместного просмотра во МХАТЕ спектакля "Мы, нижеподписавшиеся", который как раз собиралась экранизировать режиссер, чиновник предостерег ее от съемок. Как человек бескомпромиссный, она обвинила его в трусости. А когда Лиознова попала в его "номенклатурную" шикарную квартиру, она, человек аскетичный и равнодушный к материальному, окончательно осознала, что не может существовать в подобной среде.
Семьи в традиционном понимании Лиознова так и не создала. И всегда говорила "мои фильмы — это мои дети". Главным же человеком в жизни Татьяны Михайловны была ее мама.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
1. Актеры, работавшие с Лиозновой, прозвали ее "железной леди".
2. Лиознова мечтала снять фильм про Галину Вишневскую, но этот проект так и не воплотился.
3. Лиознова была страстным автолюбителем, ее водительский стаж составлял 50 лет. Она была неравнодушна к хорошим машинам.
4. Режиссер являлась и страстным коллекционером гжели.
5. Она сменила отчество с "Моисеевны" на "Михайловну" из-за бытующего в СССР антисемитизма.
6. Многие зрители сильно удивлялись, что режиссер "Семнадцати мгновений весны" — женщина.
7. Леонид Куравлев, по первоначальному замыслу Лиозновой, был должен сыграть в "Семнадцати мгновениях весны" Гитлера, но позже ему дали роль Айсмана.
8. Чтобы записать знаменитые "Мгновения" для "Семнадцати мгновений весны", Лиознова упросила Иосифа Кобзона исполнить их в нехарактерной для него манере. В результате зрители "не опознали" голос певца.
9. После просмотра "Семнадцати мгновений весны", Леонид Брежнев потребовал присвоить полковнику Исаеву звание Героя Советского Союза. Генсек поверил в то, что Штирлиц — это реальный человек.
ФИЛЬМОГРАФИЯ:
1958 — «Память сердца»
1961 — «Евдокия»
1963 — «Им покоряется небо»
1965 — «Рано утром»
1967 — «Три тополя на Плющихе»
1973 — «Семнадцать мгновений весны»
1980 — «Мы, нижеподписавшиеся»
1981 — «Карнавал»
1986 — «Конец света с последующим симпозиумом
Жизнь Татьяны Михайловны не была простой, да и сама она не верила в легкость жизни. Как-то Лиознова сказала, что именно каждая из ее трудностей делала ее режиссером, достигшим всего желаемого. И ей действительно это удалось, несмотря ни на что.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
1. Три тополя на Плющихе: [о художественном фильме Киностудии им. М. Горького, 1967 г. / режиссер Татьяна Лиознова]; авт. текста Андрей Дятлов. - М.: Комсомольская правда, 2013. - 64 с.
2. Семенов, Ю. Семнадцать мгновений весны: роман / Ю. С. Семенов. - Ташкент: Укитувчи, 1987. - 304 с.
3. Борщаговский, А. Три тополя: рассказы, повесть / А. М. Борщаговский; [послесл. Ю. Болдырева]. - М.: Известия, 1986. - 539 с.
4. 100 великих режиссеров / авт.-сост. И. А. Мусский. - М.: Вече, 2004. - 480 с.
5. Двадцать режиссерских биографий. - М.: Искусство, 1978. - 408 с.
6. Захава, Б. Мастерство актера и режиссера: учеб. пособие для ин-тов культуры, театр. и культ.-просвет. уч-щ / Б. Е. Захава. - М.: Просвещение, 1973. - 318 с.
7. Страницы истории отечественного кино: [детское кино, анимация, док. кино, кинематограф русского зарубежья] / Федеральное агентство по культуре и кинематографии, НИИ киноискусства ; сост. Д. Л. Караваев; отв. ред. Л. М. Будяк. - М.: Материк, 2006. - 284 с.
8. Раззаков, Ф. Роковые женщины советского кино / Ф. И. Раззаков. - М.: Эксмо, 2013. - 352 с.
9. Мусский, И. Сто великих отечественных кинофильмов / И. А. Мусский. - М.: Вече: Вече, 2005. – 476 с.
10. Кино: для тех, кто хочет всё успеть: [история кинематографа, знаменитые актеры и режиссеры, жанры, профессии, традиции, кассовые и культовые фильмы: 12+]. - Москва: Эксмо, 2019. - 128 с. |