Главная » Статьи » 

Скульптор Петр Клодт

РОССИЙСКИЙ СКУЛЬПТОР, БАРОН ПЕТР КАРЛОВИЧ КЛОДТ

5 июня 1805 г. в Петербурге в семье генерал-майора родился Пётр Карлович Клодт (Клодт фон Юргенсбург), барон, российский скульптор и литейный мастер, крупнейший мастер монументальной анималистической скульптуры в России первой половины XIX в.

По семейной традиции Петр Клодт готовился стать военным и в 1822 г. поступил в Артиллерийское училище в Петербурге, по окончании которого получил чин прапорщика. Однако, увлёкшись лепкой и резьбой из дерева, после непродолжительной службы в учебной артиллерийской бригаде подпоручик барон Клодт в 1828 г. вышел в отставку с твёрдым намерением посвятить себя скульптуре. В течение двух лет он учился без помощи руководителя и работал с натуры, копируя произведения античной и современной пластики, а в 1830 г. поступил вольнослушателем в Академию художеств, где стал учеником заведующего Литейным домом Академии В. П. Екимова.

В 1831 г. Петр Карлович получил большой правительственный заказ и вместе со скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским принял участие в работе по созданию скульптурной группы из шести коней, впряжённых в колесницу Славы, для оформления арки Нарвских триумфальных ворот в Петербурге. Это явилось первым крупным монументально-декоративным произведением молодого мастера, получившим высокую оценку. В 1833 г. скульптор получил звание «назначенного в академики», а также квартиру при Академии художеств и большую мастерскую. Благодаря высокой дисциплине и умению оперативно выполнять ответственные государственные заказы Клодт вскоре снискал симпатию императора Николая I.

Европейскую известность Петру Клодту принёс ансамбль «Укротители коней» из четырёх скульптурных групп для Аничкова моста в Петербурге. В 1838 г. первая группа укротителей коней была вылеплена в натуральную величину и подготовлена к переводу в бронзу. Однако в годы работы над памятником скончался постоянный сотрудник скульптора, знаток художественного литья Екимов. Клодту самому пришлось заняться отливкой своего произведения, и с 1838 г. он возглавил литейную мастерскую Академии художеств.

В ноябре 1841 г. на западных устоях Аничкова моста появились две бронзовые скульптурные группы, выполненные Клодтом. На восточных устоях поместили их гипсовые копии, выкрашенные под бронзу. В 1842 г. скульптурные группы по приказу Николая I отправили в подарок прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. В 1846 г. вновь отлитых коней подарили королю Сицилии Фердинанду II. Позднее копии «Укротителей коней» были установлены в Петергофе, Стрельне, на Конном дворе усадьбы Кузьминки. Петр Клодт решил больше не делать копий и в 1850 г. на Аничковом мосту были установлены бронзовые статуи, отлитые уже по новым моделям. В результате образовалась композиция из четырёх различных скульптурных групп, представлявших собой развёрнутую драматическую серию, в которой последовательно развивался один сюжет — покорение коня человеком. В основе замысла мастера лежала тема победы человека над стихийным могуществом природы, образ мятежной силы, укрощаемой разумом.

Работая над скульптурой Аничкова моста, Клодт одновременно занимался оформлением интерьеров Исаакиевского собора. В это время им были созданы два горельефа для ниш северного портика — «Несение креста» и «Положение во гроб», а также скульптурная группа «Христос во славе» над Царскими вратами главного иконостаса. Его горельефы органично сочетались с плоскостью мраморной стены собора и удачно её декорировали. В эти же годы скульптором был создан барельеф «Георгий Победоносец на коне» (1846-1847) для Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца в Москве.

В 1845-1850-е гг. Петр Клодт по графическому эскизу русского живописца и архитектора А. П. Брюллова выполнил 70-метровый скульптурный рельеф «Лошадь на службе у человека», оформив им служебный корпус Мраморного дворца. На рельефе были изображены охотничьи и дорожные картины, боевые схватки всадников, конные процессии. В тимпанах двух боковых фронтонов дома был помещён другой декоративный рельеф Клодта, изображающий трубящих в раковины тритонов.

В 1849 г. Петр Клодт победил в конкурсе проектов памятника русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову в Летнем саду Петербурга. Весной 1852 г. совет Академии художеств одобрил большую модель памятника, и скульптор приступил к её отливке. Крылов был изображён сидящим с раскрытой книгой в руках. Пьедестал, выполненный русским художником А. А. Агиным, представлял собой композицию на темы басен Крылова. Образ самого писателя был исполнен скульптором с полным соблюдением портретного сходства. Почти одновременно Клодт работал также над памятником князю Владимиру Киевскому, подготовительные работы к которому продолжались с перерывами около 20-ти лет. В 1853 г. бронзовая статуя высотой в 4,5 м была поставлена в Киеве. Князь Владимир был представлен держащим крест как символ крещения Руси.

Последней крупной работой Петра Клодта стал конный монумент императору Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге, выполненный в 1856-1859 гг. совместно со скульпторами Р. К. Залеманом, Н. А. Рамазановым и архитектором О. Р. де Монферраном. Конная статуя Николая I имеет только две точки опоры без какой-либо искусственной подпорки, что является редким инженерным решением в истории монументальной скульптуры.

В 1837-1863 гг. Клодт возглавлял Литейный дом Академии художеств, разработав ряд усовершенствований процесса художественного литья; участвовал в отливке из бронзы памятников Карамзину в Симбирске (1845) и Державину в Казани (1847) скульптора С. И. Гальберга, памятника Барклаю-де-Толли в Дерпте скульптора В. И. Демут-Малиновского (1849) и памятника атаману М. И. Платову в Новочеркасске работы русских художников А. И. Иванова и Н. А. Токарева (1851).

В 1848 г. Академия художеств наградила Петра Клодта титулом профессора I степени, а спустя десятилетие — званием заслуженного профессора. Независимо от своей службы в Академии, скульптор с 1858 по 1863 г. занимал также должность главного наблюдателя за преподаванием начертательных искусств в военно-учебных заведениях.

8 ноября 1867 г. Пётр Карлович Клодт скоропостижно скончался в своем имении на мызе Халала (Финляндия) и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Впоследствии его прах был перенесён в Некрополь деятелей искусств Александро-Невской лавры.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

1.  Петров, В. Петр Карлович Клодт [Текст] : (1805 - 1867) / В. Н. Петров. - 2-е изд. - Л. : Худож. РСФСР, 1985.
2. Ланг Й. Скульптура/Йозеф Ланг. - 2000
3. Мировая скульптура/сост. И. Г. Мосин. - 2003
4. Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры/Д. Е. Аркин. - 1990
5. Античная скульптура из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина/авт. вступ. ст. Л. И. Акимова, А. К. Коровина]. - 1987
6. Молева Н. М. Скульптура/Н. М. Молева. - 1975
7. Воронова О. П. Искусство скульптуры/О. П. Воронова. - 1981
8. Одноралов Н. В. Скульптура и скульптурные материалы/Н. В. Одноралов. - 1982
9. Одноралов Н. В. Техника обработки скульптуры из камня/Н. В. Одноралов. - 1970
10. Полякова Н. И. Скульптура и пространство/Н. И. Полякова. - 1982
11. История русского искусства/В. И. Плотников и др. ; отв. ред. И. А. Бартенев, Р. И. Власова]. - 1987
12. Скульптура/Гос. Русский музей. - 1988
13. Скульптура в пленэре/авт.-сост. Н. Бабурина]. - 1980
14. Скульптура и живопись. - 1987
15. Кожевников Р. Ф. Скульптурные памятники Москвы/Р. Ф. Кожевников. - 1983
16. Кудзоев О. А. Скульптурная летопись края/О. А. Кудзоев, А. С. Ваганов. - 1989
17. Шмигельская Е. В. Портрет в современной скульптуре/Е. В. Шмигельская. - 1987

Материал подготовлен Игониной Е.Е.


Просмотров: 260














Поиск по сайту

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ