Главная » Статьи » 

Сергей Судейкин

ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ СЕРГЕЙ СУДЕЙКИН

Живопись Судейкина — это театральность и балаганность, перекликающиеся с трагизмом. Яркие цвета, резкие позы, вовлечение зрителя в безудержный круговорот толпы и народного танца.

В 15 лет Сергей Судейкин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были видные представители передвижников: А. Архипов, А. Степанов, А. Васнецов и Н. Касаткин.

В годы обучения стал сотрудничать с театром «Эрмитаж», где вместе с Николаем Сапуновым оформлял оперные спектакли антрепризы Мамонтова, затем с Театром-студией на Поварской («Смерть Тентажиля» Метерлина в постановке В. Мейерхольда).

Далее началось активное сотрудничество молодого художника и ведущих театров двух столиц: Малого драматического, Русского драматического и театра Комиссаржевской. Но его деятельность не ограничивалась лишь декорациями: Судейкин работал над графикой для журналов «Весы», «Аполлон» и «Сатирикон».

Художник был участником выставок объединений «Алой розы», «Московского товарищества художников», «Союза русских художников». В 1907 году Судейкин стал одним из организаторов ключевого события Серебряного века — выставки «Голубая роза».

Талант Судейкина не вызывал сомнений, но личностные качества художника оценивались не столь однозначно. Впрочем, он и не стремился скрывать своего нарочитого позерства и высокомерия. «Он был одет всегда как денди и очень любил одевать свою жену; когда же он бывал на людях, у него появлялась даже особая, весьма неприятная манера цедить слова сквозь зубы и смотреть на всех сверху вниз, снисходительно бросая какие-то мало значащие фразы. И тут же наступали, однако, и такие моменты, когда Судейкин все это вдруг с себя сбрасывал, и тогда перед вами оказывался настоящий художник и увлекательный человек. Таким бывал он в работе, когда одевал свой синий рабочий халат и с необыкновенной порывистостью и напряженностью, как бы шутя, бросал на полотно свои пышные, фантастичные и в то же время изысканно-гармоничные краски», — писал в мемуарах "Жизнь в театре" режиссер Александр Мгебров.

Сергей Судейкин стал одним из организаторов богемного кабаре "Бродячая собака", украсив его стены прихотливо пышной росписью. Он был важной фигурой в кабаре, став "кавалером почетного ордена "Собаки". В гимне "Собаки", написанном Михаилом Кузминым, есть такие слова: "Словно ротой Гренадерской предводительствует дерзкий сам Судейкин господин".

На смену "Бродячей собаке" пришло новое кабаре — "Привал комедиантов", в котором Судейкин также расписал зал. Стены и потолок закрасил черным. Во мраке подвальных сводов мерцали знаки зодиака — осколки зеркал в золотом обрамлении. Мрачно, таинственно и театрально. Открытие подвала было демонстративно "кабаретным". Гостей при входе встречал карлик в диковинном костюме по эскизу Судейкина. Сновали слуги в восточных тюрбанах.

Первая мировая война в 1917 году привела художника на фронт, но вскоре он был демобилизован по болезни. Вместе с женой он уезжает в Крым, где участвует в выставках, а затем покидает страну.

Эмигрировав в Париж в 1920 году, Судейкин оказался в вакууме. Одним из немногих, кто помог Судейкину тогда встать на ноги, был Бакст.

Первый успех Судейкина в эмиграции связан с театром Никиты Балиева "Летучая мышь".

Художник создавал декорации для балета «Спящая красавица» Анны Павловой, сотрудничал с «Русской оперой», театром «Аполло».

Его талант был востребован в Метрополитен-опере, для которой он создал множество декораций. Он оформил балет Стравинского «Петрушка», «Соловей», оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Летучий голландец» Р. Вагнера, работал со многими русскими театральными труппами.

Вместе с труппой Балиева Судейкин в 1922 году отправился на гастроли в США, где решил остаться. Там он много работает как театральный художник, а также выступает в качестве художника в двух голливудских фильмах «Мы снова живы» (экранизация «Воскресения» Льва Толстого) и «Грозовой перевал» (по роману Эмили Бронте). В 1940-х годах создал цикл картин «Моя жизнь».

Его персональные выставки проходили во многих городах Америки, таких как Чикаго, Питтсбург, Нью-Йорк и не только.

Произведения Судейкина можно увидеть в Третьяковской галерее, ГМИИ им. Пушкина, Русском музее в Санкт-Петербурге, в Бруклинском музее Нью-Йорка.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

1. Энциклопедия живописи: в 15 т. / гл. ред. С. А. Кондратов. - М. : Терра, 2010 - . - (Большая энциклопедия Т.4): Гамбурд - Декорация театральная. - 2010. - 192 с.
2. Чегодаев, А. Страницы истории советской живописи и советской графики/ А. Д. Чегодаев. - М.: Сов. художник, 1984. - 485 с.
3. Энциклопедия живописи. - М.: АСТ : Трилистник, 1997. - 799 с.
4. Платонова, Н. Искусство: энциклопедия: для ст. шк. возраста / Н. И. Платонова. - М.: Росмэн: Росмэн-пресс, 2002. - 143 с.

Материал подготовлен Катьяновой М.Н.

 


Просмотров: 233














Поиск по сайту

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ