Главная » Статьи » 

Сергей Эйзенштейн

БИОГРАФИЯ режиссера Сергея Эйзенштейна

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Сергей родился зимой 1989-го года в Риге. Семья Эйзенштейнов была достаточно обеспеченной – отец работал городским архитектором. Богатое приданое матери будущего режиссера позволяло семье вести безбедное существование – у Эйзенштейнов была прислуга, к ним в гости ходили самые состоятельные люди города.

Родители обожали Сергея, однако сам режиссер отзывался о своем детстве как о «времени печали». Он знал, что родители любили его, однако они были заняты собой и мало времени проводили с ребенком.

В детстве Эйзенштейн-младший посещал уроки верховой езды и игры на рояле. Мальчик изучал три языка – французский, немецкий и английский, занимался фотографией и рисованием. Особенно ребенку нравилось рисовать комиксы и карикатуры. Рисование в дальнейшем станет первой профессией режиссера – долгое время он работал художником-оформителем в театре. Праздники Сергей проводил в доме бабушки в Санкт-Петербурге.

В 1906-м году, когда началась Первая русская революция, семья спешно уехала в Париж. Во французской столице мальчик впервые познакомился с кинематографом. Первый просмотренный фильм оказал большое влияние на становление будущего режиссера.

В 1908-м году семья вернулась обратно в Ригу, и Сережа поступил в местное реальное училище. Спустя время его родители решили развестись. Сергей остался жить с отцом, мать же переехала в Петербург. Сын приезжал навестить родительницу на праздники, писал ей письма. По воспоминаниям режиссера, он относился к матери с большой привязанностью и был послушным ребенком. Отец же всегда был для Сережи авторитетом – режиссер так и не начал курить, поскольку этой привычки был лишен его родитель.

После окончания школы Сергей стал студентом Петроградского института гражданских инженеров.  Молодой человек должен был продолжить давнюю семейную традицию и связать свою биографию с инженерным делом. Эйзенштейн застал революцию в студенчестве, молодой человек выступал ярым поклонником большевиков. Интересно, что, когда в России установится советская власть, Эйзенштейн расскажет, что не гордился своим родовитым происхождением. Сергей утверждал, что именно благодаря советской власти он стал художником, а не инженером, как его отец.

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
Весной 1917-го года Сергей был призван в армию, где его назначили прапорщиком инженерных войск. Спустя год он стал служить под командованием Красной армии. Во время прохождения воинской службы молодой человек прошел длительный путь – от телефониста до сапера. На службе Эйзенштейн участвовал и в творческой самодеятельности – он был актером, рисовал декорации, выступал в качестве режиссера любительских постановок.

В 1920-м году молодой человек познакомился с учителем японского. Сложная словесность этого языка настолько увлекла Сергея, что он решил стать переводчиком. Однако спустя время будущий режиссер охладел к японскому языку и стал работать в Первом рабочем театре на должности художника-декоратора.

В 1921-м году молодой человек становится студентом высших режиссерских мастерских. Педагогом и наставником будущего режиссера стал легендарный Всеволод Мейерхольд, который руководил режиссерскими курсами.

В Первом рабочем театре Эйзенштейн художественно оформил свой первый спектакль под названием «Мексиканец», что был создан по мотивам произведения Джека Лондона. В этом театре Сергей принимал участие в постановке еще нескольких спектаклей, среди которых была и пьеса Островского под названием «На всякого мудреца довольно простоты».

Эйзенштейн с выдумкой подошел к оформлению классической пьесы. Он превратил постановку в так называемый «монтаж аттракционов». Это определение начинающий режиссер придумал самостоятельно и даже написал о ней статью. «Аттракционом» Эйзенштейн называл то, что способно вызвать у зрителей чувства. «Монтажом» же становилось соединение разнообразных «аттракционов». В итоге от изначального произведения Островского осталось мало – лишь имена главных героев. Сцену Сергей превратил в бутафорский цирковой манеж, а актеры исполняли танцы над зрителями. К подобным «аттракционам» можно отнести и кинематографическую вставку под названием «Дневник Глумова». Данную ленту исследователи считают первой киноработой Эйзенштейна.

После выпуска первой кинокартины интерес Сергея к кинематографу только возрастал. Вскоре он взялся за монтирование фильма под названием «Доктор Мабузе, игрок» Фрица Ланга. В стране Советов перемонтированный вариант получил другое название – «Позолоченная гниль».

В дальнейшем Эйзенштейн взялся за съемки киноцикла из 8 лент под названием «К диктатуре». Режиссер начал с фильма «Стачка», который появился в советском прокате в 1925-м году. Именно тогда режиссер выступил настоящим новатором в кинематографе. Фильм изобиловал новыми приемами, необычными ракурсами и кинометафорами. Советский зритель не был готов к такому, однако у фильма нашлись и поклонники, которые называли творение Эйзенштейна революцией в кинематографе.

Вскоре Эйзенштейн взялся за съемки следующего фильма, который освещал события 1905-го года. Сроки у режиссера были такие скудные, что ему пришлось сконцентрироваться на рассказе лишь о главном событии года. Таким образом, и появился фильм «Броненосец Потемкин», который имел оглушительный успех. Фильм не раз удостаивался почетных наград, назывался лучшим у зрителей и деятелей кино.

Спустя два года режиссер снимает следующую картину из цикла. Лента под названием «Октябрь» стала первой, в которой был обыгран образ Владимира Ленина. Интересно, что руководителя революционного движения сыграл не профессиональный актер, а рабочий Василий Никандров. В этом фильме режиссер показал новую концепцию создания фильма – в ленте не должно быть главного героя, нет драматического сюжета. Фильм вновь вызвал ожесточенные споры среди кинокритиков и творческой интеллигенции. Кто-то хвалил ленту, кто-то – ругал. Интересно, что Владимир Маяковский даже заявил, что образ Ленина лишен полностью мысли и совершенно пуст.

Эйзенштейн быстро обрел всероссийскую известность, о нем говорили и в других странах. В 1928-м году мужчина исполнил свою мечту и совершил поездку за границу. В компании с оператором Эдуардом Тиссэ и актером Григорием Александровым прославленный режиссер посетил множество европейских стран и Америку.

Эйзенштейн выступал на немецкой радиостанции, читал лекции в вузах Гамбурга, Лондона, Брюсселя и Амстердама. Европа рукоплескала советскому режиссеру. В Америке мужчине предложили контракт на съемки фильма по мотивам романов Теодора Драйзера. Однако сотрудничество так и не состоялось – американской стороне не понравился сценарий Сергея.

Спустя время художник начинает работать над лентой «Да здравствует Мексика!»  Для съемок этой картины режиссер и его коллеги использовали деньги, которые получили от американских спонсоров. Денег на завершение картины уже не было, поэтому друзья решили обратиться к советскому правительству. В ответ на это Сталин прислал американской стороне телеграмму, в которой нелицеприятно высказывался об Эйзенштейне. Вождь назвал режиссера дезертиром, который потерял доверие своих советских товарищей. В итоге Эйзенштейну пришлось срочно возвращаться обратно в Россию. Отснятый материал не был завершен, а американские кинодеятели продали его ремесленникам. Из кадров Эйзенштейна было создано несколько лент, которые имели мало общего с первоначальными замыслами советского режиссера.

После трехлетнего отсутствия в Москве режиссера встретили большие изменения. Власти уже не благоволили Эйзенштейну, который когда-то был одним из первых людей советского кинематографа. Его не допускали к высшим наградам, о нем мало говорили на культурных собраниях.

После возвращения в Россию режиссер занялся педагогической и научной деятельностью. Он стал заведующим кафедрой режиссуры при Государственном институте кинематографии. Эйзенштейн писал научные статьи, составлял учебные программы для будущих режиссеров.

В 1935-м году прославленный режиссер получил звание заслуженного деятеля искусств. Спустя три года за ленту «Александр Невский» Эйзенштейн получит степень доктора искусствоведения и орден Ленина.

Несмотря на регалии и одобрение со стороны власти, далеко не все творения Эйзенштейна были названы великими. К примеру, фильм под названием «Бежин луг» был подвергнут жесткой критике, был забракован. Советская цензура была беспощадна, авторов ленты обвиняли в обреченности, излишней «святости». К сожалению, во время войны единственная копия картины пропала. Существует легенда, согласно которой пленку уложили в специальный контейнер и закрыли на «Мосфильме». В дальнейшем картина так и не была найдена.

В военные годы режиссер снимал ленту «Иван Грозный», которая стала последней в его многолетней творческой биографии. Первая часть ленты была завершена в 1945-м году – за нее режиссер был удостоен почетной Сталинской премии.

Доснять вторую часть «Ивана Грозного» режиссер так и не успел. Черновой вариант картины был показан только в 1958-м году.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
В личной жизни режиссер был счастлив. Эйзенштейн был женат на кинокритике и журналистке по имени Перл Фогельман. Женщина писала под псевдонимом Пера Аташева. После смерти супруга журналистка отдала много сил, чтобы сохранить архив с работами супруга.

Фогельман стала участницей работ по составлению посмертного списка собраний сочинений Эйзенштейна. Издание составило 6 томов. Кроме этого журналистка составила юбилейный альбом под названием «Советское искусство, 1919-1939».

Среди увлечений режиссера особое место занимало рисование. И в детстве, и во взрослом возрасте Эйзенштейн удивительно много рисовал. После его смерти осталось огромное количество зарисовок, раскадровок, случайных набросков и эскизов. К сожалению, при жизни деятеля искусств его художественные произведения не были оценены по достоинству.

Лишь малая часть рисунков Эйзенштейна в свое время была выставлена в Америке. Особое удовольствие Сергею доставляло цитирование хвалебных отзывов на его картины от The New York Times. Эти отзывы в дальнейшем появились в мемуарах режиссера.

Лишь спустя девять лет после кончины Эйзенштейна в Москве состоялась большая выставка его графической живописи. Мероприятие прошло в Центральном доме работников искусства.

В 1961-м году был выпущен первый альбом с рисунками Эйзенштейна.

СМЕРТЬ
В 1948-м году легендарный режиссер скончался. Причиной смерти художника стал сердечный приступ. Похоронен Сергей Эйзенштейн на Новодевичьем кладбище.

ПАМЯТЬ
Сергей Эйзенштейн навсегда вошел в историю мирового кинематографа как один из самых талантливых режиссеров мира. Фильмы советского режиссера до сих пор используются в качестве наглядного пособия при обучении современных киноделов.

В 1965-м году в квартире на Смоленской улице в Москве был открыт мемориальный кабинет режиссера. В декабре 2018-го года кабинет был перенесен на ВДНХ. Улицы, названные в честь режиссера, есть и в Москве, и в Риге. В честь советского режиссера были выпущены юбилейные серебряные монеты, напечатаны почтовые марки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛМИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

1. Надеждин, Н. Сергей Эйзенштейн: "Старое и новое": [биогр. рассказы] / Николай Надеждин. - М.: Майор: Издатель Осипенко А.И., 2011. - 192 с.
2. Аксенов, И. Сергей Эйзенштейн: портр. художника / И. А. Аксенов; [общ. ред., послесл. и коммент. Н. И. Клеймана]. - М.: Киноцентр, 1991. - 125 с.
3. Шкловский, В. Эйзенштейн / Виктор Шкловский. - 2-е изд. – М.: Искусство, 1976. - 296 с.
4. Страницы истории отечественного кино: [детское кино, анимация, док. кино, кинематограф русского зарубежья] / Федеральное агентство по культуре и кинематографии, НИИ киноискусства; сост. Д. Л. Караваев; отв. ред. Л. М. Будяк. - М.: Материк, 2006. - 284 с. 
5. Маккарти, С. 60 культовых фильмов мирового кинематографа: [пер. с англ.] / Сорен Маккарти. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 256 с. 
6. У истоков режиссуры: очерки из истории русской режиссуры конца XIX - начала XX в. / Мин-во Культуры РСФСР, Ленинградский гос. ин-т театра, музыки и кинематографии; [редкол.: Ю. К. Герасимов (отв. ред.) и др.]. - Л.: ЛГИТМиК, 1976. - 335 с. 
7. Из истории кино: документы и материалы. Вып. 11. - М.: Искусство, 1985. - 206 с.
8. Я познаю мир. Кино: дет. энцикл. / [авт.-сост. Ю. А. Белоусов]. - М.: АСТ, 2000. - 428 с.
9. Краткая история советского кино: [1917-1967: учебник / ВГИК, Кафедра киноведения]. - М.: Искусство, 1969. - 615 с. 
10. Бондаренко, Е. Путешествие в мир кино / Е. А. Бондаренко. - М.: ОЛМА-пресс, 2003. - 255 с.

Материал подготовлен Игониной Е.Е.


Просмотров: 235














Поиск по сайту

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ