ТВОРЧЕСТВО РОБЕРТА РОЖДЕСТВЕНСКОГО
Роберт Рождественский вошёл в литературу вместе с группой талантливых сверстников, среди которых выделялись Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Владимир Цыбин.
Молодая поэзия 1950-х начинала с броских манифестов, стремясь как можно скорее утвердиться в сознании читателей. Ей помогла эстрада: сам стих молодых лет не мог существовать без звучания.
Печататься начал в 1950 году. Обращаясь к актуальным поэтическим темам (борьба за мир, преодоление социальной несправедливости и национальной вражды, уроки Второй Мировой войны), проблемам освоения космоса, красоты человеческих отношений, морально-этических обязательств, трудностей и радостей повседневной жизни, зарубежным впечатлениям, Рождественский со своим энергичным, пафосным, «боевым» письмом выступил продолжателем традиций В. В. Маяковского.
Посредине двадцатого века
Облетают ржавые символы...
Будьте счастливы, человеки!
Люди умные.
Люди сильные, --
писал Рождественский в стихотворении под знаменательным названием «Винтики» (1962).
Эта поэзия прокладывала пути в наше время, и без нее уже невозможно представить историю русской литературы. Достижения современной прозы с ее углубленным вниманием к нравственно-философским ценностям бытия были в определенной мере обеспечены и поэтической работой того поколения, о котором идет речь.
Рождественский выбрал наиболее трудный для поэта путь - лирической публицистики. В его стихах время открыто заявило о себе как часть исторического. Кровные связи настоящего с прошлым и будущим здесь не просто ощущаются, растворяясь в самой атмосфере произведения, они называются, подчеркиваются, на них ставится ударение. Лирический герой полностью сливается с личностью автора и в то же время постоянно воспринимает себя частью общего целого, сознательно стремясь выразить главные духовные запросы, опыт, порыв в будущее своих сверстников, товарищей по судьбе.
Если выстроить стихи и поэмы Рождественского в хронологическом порядке, то легко можно убедиться, что лирическая исповедь поэта отражает некоторые существенные черты, свойственные нашей общественной жизни, её движение, возмужание, духовные обретения и потери.
Постепенно в стихи Рождественского врывается публицистика, а вместе с ней и не утихающая память о военном детстве: вот где история и личность впервые драматически соединились, определив во многом дальнейшую судьбу и характер лирического героя.
Горизонты творчества расширяются. Современный человек в поэзии Рождественского начинает поверяться масштабом идеала. Он вырастает как сложная многогранная индивидуальность. Но одновременно ему предъявляется высокий идейный и нравственный счет, который способен оплатить далеко не каждый. В том числе и создатель поэзии:
Притворись большим и щедрым,
полыхающим в ночи.
Будто ливень по ущельям,
по журналам грохочи.
Притворись родным, родимым,
долгожданным, как капель.
Притворись необходимым!
Притворился?..
А теперь открывай окно пошире,
отряхнись от шелухи.
Надо собственною жизнью
Доказать свои стихи...
Рождественскому принадлежит целый ряд произведений, которые могут служить образцом патриотической лирики. Большое место в творчестве Роберта Рождественского занимает любовная лирика. Его герой и здесь целен, как и в других проявлениях своего характера.
Это вовсе не означает, что, вступая в зону чувства, он не испытывает драматических противоречий, конфликтов. Напротив, все стихи Рождественского о любви наполнены тревожным сердечным движением. Путь к любимой для поэта - всегда непростой путь; это, по существу, поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья, путь к себе.
«Все начинается с любви» - программное стихотворение поэта. Так назван один из лучших его сборников, вышедших в 1977 году.
Поэт и педагог Литературного института Александр Коваленков верно назвал однажды Роберта Рождественского поэтом-романтиком, обладающим «редкой способностью писать стихи для взрослых, но так, словно он рассказывает своим читателям об их детстве». И далее: «Рождественский умеет разговаривать стихами, писать для людей, обладающих хорошим слухом, он знает, что иной раз важней, правильней акцентировать показывающее особенность человеческого характера слово, нежели поражать множеством поэтических изобретений».
В самом деле. Рождественский принципиально избегает формальных стиховых экспериментов. Он ставит слово и акцентирует его так, чтобы стремительно сократить дистанцию между автором и читателем. Этому нередко помогают юмор, ирония - краски весьма характерные для лирики Рождественского. Он вступает в духовный контакт с читателем, как говорится, с ходу. Многие стихотворения Рождественского открываются непосредственным обращением к другу, к любимой, к каждому из нас - читателей.
Простые истины, утверждаемые его поэзией, -- добро, совесть, любовь, патриотизм, верность гражданскому долгу, приходят к читателям в оболочке прямого слова, открытой проповеди, которая действительно отсылает наше сознание к периоду собственного детства, когда все мы были в известном смысле более свободны, простодушны и благородны.
Отсюда у Рождественского тяга к сказке, к фантастике, к гиперболе, к резкому, почти плакатному, противопоставлению добра и зла, белого и черного, что очень свойственно именно романтическому ощущению.
Рождественский в органичном сплаве публицистической экспрессивности и лиризма создал много текстов популярных песен. Трудно назвать композитора, с которым бы не сотрудничал в разные годы Роберт Иванович. Его соавторами были: Дмитрий Кабалевский, Тихон Хренников, Арно Бабаджанян, Раймонд Паулс, Марк Фрадкин, Микаэл Таривердиев, Александра Пахмутова, Ян Френкель, Максим Дунаевский, Давид Тухманов, Оскар Фельцман, Владимир Шаинский, Борис Мокроусов, Матвей Блантер, Борис Александров, Евгений Дога, Юрий Саульский, Евгений Крылатов, Александр Зацепин, Муслим Магомаев, Никита Богословский, Марк Минков, Александр Броневицкий и многие другие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
1. Песни на стихи Роберта Рождественского [Ноты] : для голоса (хора) в сопр. фортепиано (баяна) / вступ. ст. М. Фрадкина. - М. : Советский композитор, 1987.
2. Песни на стихи Роберта Рождественского [Ноты]: для голоса в сопровождении гитары. - М.: Музыка, 1982.
3. Рождественский Р. И. Мгновения, мгновения, мгновения.../Р. И. Рождественский. - 2013
4. Рождественский Р. И. Придет и к вам любовь/Р. И. Рождественский. - 2004
5. Рождественский Р. И. Удостоверение личности/Р. И. Рождественский. - 2007
6. Рождественский Р. И. Мы совпали с тобой/Роберт Рождественский ; [предисл. А. Киреевой]. - 2012
7. Рождественский Р. И. Избранное/Р. И. Рождественский. - 1997
8. Рождественский Р. И. Фотография поэта/Р. И. Рождественский. - 1998
9. Рождественский, Роберт Иванович Собрание сочинений. Т.1: Стихотворения. - 1985
10. Рождественский, Роберт Иванович Собрание сочинений. Т.2: Стихотворения. - 1985
11. Рождественский, Роберт Иванович Собрание сочинений. Т.3: Стихотворения. - 1985
12. Рождественский, Роберт Иванович Избранные произведения. Т.1: Стихотворения. - 1979
13. Рождественский, Роберт Иванович Избранные произведения. Т.2: Стихотворения. - 1979
14. Рождественский Р. И. Друзьям/Р. И. Рождественский. - 1986
15. Рождественский Р. И. Перед праздником/Р. И. Рождественский. - 1974
16. Рождественский Р. И. Реквием/Р. И. Рождественский. - 1970
17. Рождественский Р. И. Стихи. Баллады. Песни/Р. И. Рождественский. - 1984
18. Рождественский Р. И. Стихотворения/Р. И. Рождественский; [вступ. ст. Е. Сидорова]. - 1988
Материал подготовлен Игониной Е.Е. |