Главная » Статьи » 

Радж Капур

ОТЕЦ ИНДИЙСКОГО КИНО - РАДЖ КАПУР

Биография

Ранбир Радж Капур родился 14 декабря 1924 года в семейном имении в Пешаваре (ныне провинция Хайбер-Пахтунхва, Пакистан) в семье выдающегося актёра и театрального деятеля Притхвираджа Капура и его жены Рамы. Свою первую роль в кино в фильме «Революция» Радж сыграл в 1935 году в возрасте одиннадцати лет.

С детства он играл на школьной театральной сцене, участвовал в конкурсах и получал призы за декламацию, ставил домашние спектакли для родственников и друзей. Впоследствии эти увлечения нашли отражение в автобиографическом фильме «Испепеляющая страсть». Однако мечтой Раджа было кино. Не получив даже аттестат зрелости (не сдал латынь на выпускном экзамене), он с юношеских лет начал работать ассистентом режиссёра на студии Bombay Talkies и на практике освоил основные кинематографические специальности, одновременно изучая достижения западного кино.

С 1944 года Радж работал в театре своего отца ассистентом режиссёра, а также актёром, проявив способности к импровизации, эмоциональность, темперамент и музыкальность в спектаклях «Стена» и «Патан». Его заметили продюсеры, и с 1946 года он начал активно сниматься («Вальмики», 1946, «Голубой лотос», 1947, реж. Кидар Шарма).

Карьера

Переломный для Индии 1947 год стал переломным и в судьбе Раджа Капура: сбылась его мечта о кинорежиссуре. Сыграв в 1947 году четыре главных роли, он вложил заработанные средства в создание своего первого фильма «Испепеляющая страсть». Несмотря на скромный успех первого фильма, Радж Капур основал в 1948 году собственную студию R.K. Films («Р. К. Филмз») и приступил к созданию крупномасштабной картины «Сезон дождей», с которой началась его неувядающая режиссёрская слава. В те времена Радж Капур был самым молодым режиссёром в Индии и, возможно, во всем мире. В большинстве своих ранних фильмов Капур был не только режиссёром и продюсером, но и исполнителем главной роли.

Пятидесятые годы раздвинули границы капуровской славы и окружили его любовью зрителей. Как актёр, в это десятилетие он неизменно входил в тройку лучших. Несмотря на режиссёрское призвание и успех, он по-прежнему много снимался, в том числе для того, чтобы иметь средства для создания собственных фильмов.

Вместе с тем шестнадцать фильмов, в которых в течение 1947—1956 годов молодой Радж Капур сыграл вместе с Наргис, сделали их лучшей романтической парой индийского кино, равной которой по искре и искренности экранного присутствия с тех пор так и не появилось. Пару отличала такая сыгранность, взаимопонимание и обоюдный магнетизм, что зрители не могли понять, где кончается экранная жизнь и начинается настоящая. Благодаря Наргис, даже прославленные «социальные» фильмы — «Бродяга» и «Господин 420» — смотрелись как романтические картины о великой любви, и любовь была в них тем якорем, который не давал потонуть молодому герою, и тем маяком, к свету которого он стремился в беспросветной тьме бедности и несчастья.

В 1957 году творческий союз Раджа Капура и Наргис распался: она начала сниматься в масштабном фильме Мехбуба Кхана «Мать Индия», который стал вершиной её карьеры, а вслед за этим вышла замуж и практически оставила кино.

После расставания с Наргис Капур взял вынужденную творческую паузу и в течение нескольких лет не занимался режиссурой. В это время он много снимался.

В 1960 году киностудия «Р. К. Филмз» выпустила новый фильм: ленту «Страна, в которой течёт Ганг», поднимающую сложную патриотическую тему. Следующий фильм Капура — «Сангам» (1964) — был знаковым во многом. Это был первый цветной фильм сорокалетнего режиссёра, и его цветовое решение было продумано до мелочей. Но не только это сыграло роль в том, что фильм не сходил с экранов кинотеатров целый год и побил все кассовые рекорды. На этом фильме Капур впервые отошёл от социальных проблем и сосредоточился на делах семейных; драма троих друзей, связанных и измученных любовью, страстью, ревностью, дружбой и взаимной преданностью.

Личная жизнь

У Раджа Капура была единственная жена - Кришна Капур. Молодые люди поженились в 1940 году. Кришна является двоюродной сестрой отца Раджа. На момент женитьбы девушке исполнилось 16 лет. Этот брак был устроенным. Однажды к молодому человеку подошел папа и сказал: «Ты женишься». На это Капур ответил: «Да, отец».

Жена Капура стала матерью пятерых детей – двух девочек (Римы и Риты) и трех мальчиков (Раджива, Рандхира и Риши). Мужчина стал продолжателем и основателем славной кинодинастии - сыновья и братья артиста стали актерами. Семья Капуров и сегодня считается одним из самых влиятельных кланов Болливуда. Радж и Кришна прожили вместе 48 лет, вплоть до смерти постановщика.

В семействе есть давняя традиция – женщины династии не могут становиться актрисами. Этот устой нарушили внучки Раджа –Карина и Каришма Капур. Мать девушек развелась с супругом и таким образом дала возможность дочерям воплотить в жизнь мечты об актерской профессии.

Отношения Раджа с преданной партнершей Наргис начались на съемках фильма «Сезон дождей», но, несмотря на длительный творческий союз, чувства пары не получили продолжения. На тот момент Радж Капур уже был женат и не хотел разрывать отношения.

Наргис надеялась на взаимность десять лет, но потом продолжила карьеру с другим режиссером. Этот кинематографический союз распался в 1957 году.

Радж Капур оказался одним из первых продюсеров, сумевших предвидеть огромный мировой потенциал индийских фильмов. Наряду с такими поп-иконами, как Мэрилин Монро, в 50-е годы прошлого столетия в СССР и других странах мира Радж Капур обрел неимоверную славу. Известен показательный случай, когда московские поклонники несли машину мужчины на руках весь путь от кинотеатра «Ударник» до гостиницы. Разгадка такой популярности проста: герои Раджа – обычные люди, а не супермены. Постановщик учил зрителей не сдаваться и верить в лучшее будущее.

Смерть

Как истинный артист, Радж Капур умер, не прекращая творить. Во время церемонии в Нью-Дели, на которой как лучшего национального кинематографиста актера чествовал президент Индии, Капур внезапно потерял сознание. Актера немедленно госпитализировали, спустя месяц он скончался в 63-летнем возрасте. Причиной смерти послужили осложнения, вызванные астмой.

Уход Раджа восприняли на родине как национальную трагедию. В этот день в стране объявили траур.Со смертью Капура завершилась целая эра индийского киноискусства.

Говорят, что перед смертью великий артист пересмотрел хронику посещений Москвы. Тогда в каждом кинотеатре крутили фильмы из Индии.
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

1. Рангунвалла, Ф. Кино Индии: прошлое и настоящее: панорама индийского кино: пер. с англ. / Ф. Рангунвалла. - М.: Радуга, 1987. - 381 с.
2. Бондаренко, Е. Путешествие в мир кино / Е. А. Бондаренко. - М.: ОЛМА-пресс, 2003. - 255 с. 
3. Берген, Р. Кино: путеводитель по жанрам: пер. с англ. / Р. Берген. - М.: Кладезь-Букс, 2011. - 160 с.
4. Клер, Р. Кино вчера, кино сегодня: сб. статей, 1922-1970: пер. с фр. / Рене Клер; [предисл. С. И. Юткевича]. - М.: Прогресс, 1981. - 360 с. 
5. Я познаю мир. Кино: дет. энцикл. / [авт.-сост. Ю. А. Белоусов]. - М.: АСТ, 2000. - 428 с.
6. Фрейлих, С. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского: учебник для вузов / С. И. Фрейлих. - М.: Акад. проект: Трикста, 2008. - 512 с.  
7. Разлогов, К. Мировое кино: история искусства экрана / К. Э. Разлогов; Российский институт культурологии. - М.: Эксмо, 2013. - 688 с.
8. Маккарти, С. 60 культовых фильмов мирового кинематографа:  [пер. с англ.] / Сорен Маккарти. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 256 с.
9. Митта, А. Кино между адом и раем: кино по Эйзенштейну,  Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому... / Александр Митта. - М.: Подкова, 2000. - 480 с.
10. Ждан, Виталий Николаевич. Эстетика фильма / В. Н. Ждан. - М.: Искусство, 1982. - 375 с.   


Просмотров: 49














Поиск по сайту

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ