Главная » Статьи » 

Пушкинскому музею 110 лет

Знаменитые картины Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – одно из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства с древнейших времен до наших дней.

Названия

  • 1912—1917 — Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете
  • 1917—1923 — Музей изящных искусств при Московском университете
  • 1923—1932 — Государственный музей изящных искусств
  • 1932—1937 — Государственный музей изобразительных искусств
  • 1937 — настоящее время — Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

В современной экспозиции представлены обширная учебная коллекция тонированных гипсовых слепков с произведений Античности, Средних веков и эпохи Возрождения, а также собрание подлинных произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства.

В залах первого этажа Главного здания представлены: произведения искусства Древнего Египта, Античности, собрание европейской живописи VIII–XVIII веков; два зала – Итальянский и Греческий дворики – занимают слепки. На втором этаже Главного здания в залах размещены слепки произведений искусства Древней Греции, Рима, Средних веков и Возрождения.

Музей представляет собой открытую интерактивную сцену, демонстрирующую развитие мировой культуры с древности до наших дней, живое, знакомое с детства пространство для получения знаний и общения.

Важнейшая цель искусства – раскрывать тайны человеческой души, заставлять задумываться о мире и своем месте в нем. В экспозиции ГМИИ немало художественных работ, создатели которых относились к различным эпохам и творческим стилям, но ставили перед собой одну и ту же задачу – рассказать человеку о нем самом.

«Артаксеркс, Аман и Эсфирь» Рембрандт Харменс ван Рейн

Библейский сюжет, в котором Эсфирь, жена царя Артаксеркса, разоблачает предательство визиря Амана, на полотне Рембрандта превращается в полную драматизма историю о человеческих отношениях, добре и зле. Драматическое воздействие усиливает уникальная живописная манера, присущая позднему Рембрандту – неповторимый эффект мерцания света на полотне. «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» - самая «многострадальная» картина Рембрандта. В 1819 году она была повреждена при пожаре, и ее три раза переносили на новый холст, но не слишком удачно. К счастью, четвертая реставрация увенчалась успехом.

«Девочка на шаре» Пабло Пикассо

«Девочка на шаре» - одна из самых известных и значительных работ «розового периода» Пабло Пикассо. На картине всего две основные фигуры – балансирующая на шаре хрупкая девочка и сидящий на кубе могучий атлет. Это произведение воплощает принципиальные различия и одновременно неразрывную связь мужского и женского начал, движения и статики, гибкости и силы. В соотношении фигур наблюдается интересный оптический эффект. Если закрыть атлета, балансирующая девочка тут же зрительно утрачивает равновесие, и создается впечатление, что она падает с шара. Если закрыть девочку, атлет оказывается «прикован» к кубу, и кажется, что он никогда не сможет подняться.

«Голубые танцовщицы» Эдгар Дега

«Голубые танцовщицы» признаны одной из лучших работ Эдгара Дега на тему балета. Особенность работ этого художника – необычные ракурсы, которые создают впечатление, будто художник «подсматривает» за своими персонажами с самых неожиданных точек зрения. «Голубые танцовщицы» - не просто воплощение грации и изящества прекрасных девушек, но и глубоко символичное, концептуальное произведение. По мнению исследователей, его главная особенность в том, что на полотне изображены не четыре девушки, а одна в различных фазах своего движения, иллюстрирующего бесконечный круговорот не только танца, но и самой жизни.

«Портрет Жанны Самари» Пьер-Огюст Ренуар

Портреты актрисы театра «Комеди Франсез» Жанны Самари Ренуар писал несколько раз. Картина, которая экспонируется в Пушкинском музее, считается подготовительным этюдом к парадному портрету актрисы, который можно увидеть в Эрмитаже. Но искусствоведы единогласно сходятся на том, что это лучший из всех ренуаровских портретов Жанны Самари. Изображение юной актрисы полно грации, непринужденности и одновременно задумчивости. Оригинал картины обладает необычным оптическим эффектом, который не способны передать репродукции: при взгляде под определенным углом зеленое платье Жанны становится синим.

«Красные виноградники в Арле» Винсент Ван Гог

Однажды вечером, проезжая по дороге близ Арле, Винсент Ван Гог стал свидетелем необыкновенного оптического явления: в лучах заходящего солнца ряды виноградников вспыхнули яркими оттенками красного, словно погружаясь в языки пламени. Так появилась картина, которую Ван Гог переосмыслил в глубоком философском, символическом и трагическом ключе. В желто-красном огне солнца, символизирующем течение жизни, работающие на винограднике люди выглядят черными головешками, они словно сгорают и превращаются в дым и прах в процессе ежедневного изнурительного труда. «Красные виноградники» - одна из двух работ, которые Ван Гогу удалось продать при жизни.

«Завтрак на траве» Клод Моне

Картина «Завтрак на траве» Клода Моне названа в честь скандального полотна Эдуарда Мане, на котором изображен пикник с участием одетых джентльменов и обнаженных дам. Моне запланировал скандал иного рода – он поставил цель создать импрессионистскую картину, которая бы получила официальное признание в Салоне. Первоначально полотно имело размер 460 x 640 см, и чтобы дотянуться до его верхнего края при работе на пленэре, художнику приходилось опускать нижний в яму. Позже Моне написал вариант меньшего размера, который вышел более цельным. Особенность картины в том, что Моне не скрывает условности изображенных персонажей. На картине изображены три его друга (один из них – дважды), а женские модели взяты с обложек модных журналов. Впервые в истории живописи персонажи переднего плана изображены спиной к зрителям. Настоящий «герой» этой картины, по замыслу художника – свет, пробивающийся сквозь листву деревьев.

«Пьеро и Арлекин» Поль Сезанн

Картина «Пьеро и Арлекин» занимает в творчестве Сезанна особое место. Исследователи творчества художника сходятся на том, что на картине изображен ярко выраженный конфликт, но расходятся во мнениях в вопросе его сущности. Что означает противопоставление подтянутой, пружинистой фигуры высокомерного Арлекина, облаченного в пылающее красным трико, и рыхлого, апатичного Пьеро в гипсово-белых одеждах? Почему Пьеро исподтишка толкает Арлекина сзади кулаком? Являются ли герои картины свободными властелинами карнавала красок, в который погружаются люди искусства, или они – просто марионетки на веревочках? Каждый отвечает на эти вопросы по-своему.

«Нападение ягуара на лошадь» Анри Руссо

Анри Руссо, основатель стиля примитивизм, был мечтателем и романтиком. Он любил рассказывать о путешествиях по Мексике и охоте в джунглях, хотя ни разу в жизни не выезжал из Парижа. Моделью для его тропических лесов были растения Ботанического сада, а хищников он изучал по чучелам в Зоологическом музее. «Нападение ягуара на лошадь» погружает зрителя в мир живого и непосредственного детского восприятия, в котором цветы и травы оказываются больше животных, а ягуар скорее играет с лошадью, чем пытается причинить ей вред. Картины Руссо удивительно трогательны, они напоминают нам о том, как мы воспринимали мир в детстве, до того, как примирились с его суетностью и жестокостью.

Сайт Пушкинского музея – ссылка

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

1. Западноевропейское искусство второй половины XIX века/Гос. музей изобразит. искусств им. А.С. Пушкина.- 1975
2. Каталог картинной галереи/Гос. музей изобразит. искусств им. А.С. Пушкина. - 1986
3. Импрессионисты, их современники, их соратники/Гос. музей изобразит. искусств им. А.С. Пушкина, Ин-тистории искусств М-ва культуры СССР. - 1975
4. Картины итальянских мастеров XIV - XVIII веков из музеев СССР/Гос. музей изобразит. искусств им. А.С.Пушкина. - 1986
5. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Вып. 5. - 1981
6. Антонова И. А. Шедевры Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина/И. А.Антонова. - 1986
7. Гоген. Взгляд из России/Гос. музей изобразит. искусств им. А.С. Пушкина, и др.. - 1990
8. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина/авт.-сост. и авт. вступ. ст. И. А.Антонова]. - 1986
9. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. - 1987
10. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина/авт.-сост. И. А. Антонова. – 1988
11. Всё о музеях мира/авт. текста, сост. И. И. Мосин. - 2007
12. Я познаю мир. Музеи и усадьбы Москвы/О. Г. Жукова. - 2007
13. Губарева М. В. 100 великих галерей и музеев/М. В. Губарева, Н. А. Ионина. - 2005
14. Григорьев Ю. П. Живопись/Ю. П. Григорьев ; авт. вступ. ст. Л. С. Медведева. - 2013
15. Фролов А. И. Музеи Москвы/А. И. Фролов. - 2006
16. Лысикова О. В. Музеи мира/О. В. Лысикова. - 2004
17. Набоков В. В. Посещение музея/В. В. Набоков; вступ. ст. О. Дмитриенко; коммент. Б. В. Аверина, С. А.Антонова. – 2006
18. Московская изобразительная Пушкиниана/Гос. музей изобразит. искусств им. А.С. Пушкина. - 1986
19. Муза Е. В. В залах Московского Пушкинского музея/Е. В. Муза, С. Т. Овчинникова. – 1982
20. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. - 1987
21. Кончин Е. В. Как рождается музей/Евграф Кончин. - 1988

Материал подготовлен Игониной Е.Е.


Просмотров: 204














Поиск по сайту

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ