Главная » Статьи » 

Новогодние традиции в России

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ НОВОГО ГОДА В РОССИИ

Невозможно доподлинно установить, когда на Руси впервые отпраздновали Новый год — даже точная дата, на которую он раньше приходился, сейчас неизвестна. По разным версиям, славяне отмечали Новый год на Масленицу, в день весеннего или зимнего равноденствия.

После принятия христианства на Руси у Нового года появилась единая дата празднования — 1 марта. В 988 году в стране была принята византийская система летоисчисления, согласно которой годом «сотворения мира» считался 5508 год до нашей эры. На протяжении следующих пяти столетий Новый год праздновали в первый весенний день.

В конце XV века дату торжества официально перенесли на осень по приказу царя Ивана III Васильевича — в течение следующих двухсот лет Новый год отмечали 1 сентября. Этот праздничный день сопровождался массовыми гуляньями и торжествами, а в Московском Кремле проходила церковная служба.

Традиция отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января закрепилась в России только в самом конце XVII века — соответствующий указ Петр I подписал в 1699 году. Помимо этого император изменил систему летоисчисления — теперь оно велось не от «сотворения мира», а от Рождества Христова. Таким образом, 7208 год превратился в 1699-й год. Только в 1699 году Новый год в России стали отмечать 1 января.

Указ Петра I, изданный 30 декабря 1699 года, предписывал новые порядки празднования Нового года — большинство из них правитель позаимствовал у европейцев.

Какие новогодние традиции ввел Петр I:

• украшать главные московские улицы еловыми ветвями;
• ставить живые елки или еловые ветви в домах;
• устраивать масштабные гулянья и маскарады;
• жечь костры из соломы или хвороста, стрелять в воздух из ружей.

При Петре I на Новый год стали запускать фейерверки. Праздничные гулянья в то время продолжались целую неделю.

Разница между юлианским и григорианским календарем каждые 400 лет увеличивается на три календарных дня. После перехода на новый календарь Новый год в России стали отмечать раньше. 31 декабря по старому стилю совпадает с 13 января по новому — сейчас в этот день россияне встречают Старый Новый год. Это неофициальный праздник, который считается обычным рабочим днем — при этом его отмечает всего четверть жителей страны.

После революции празднование Нового года продолжало существовать только как традиция, сохраняемая в народе. Государство не уделяло внимания Новому году до середины 1930-х годов.

Настоящее возрождение Новый год в Советском Союзе получил в конце 1935 года, когда ЦК ВЛКСМ выпустил распоряжение «О проведении вечеров учащихся, посвященных встрече нового, 1936 года». Граждане вновь стали наряжать елку, а в 1937 году советские дети впервые познакомились с Дедом Морозом и Снегурочкой — сказочный волшебник вместе с внучкой появился на Всесоюзной новогодней елке в московском Доме Союзов.

1 января официально стало выходным днем в 1948 году. Именно в советское время возникли традиции, которые до сих пор соблюдают россияне. Появились семейные посиделки с классическими новогодними блюдами: салаты оливье и «мимоза», селедка под шубой и мандарины. В 1936 году в СССР началось массовое производство «Советского шампанского», которое до сих пор остается важным атрибутом праздничного стола.

К Новому году жители России готовятся задолго до его наступления. Праздничная эйфория охватывает людей уже в начале декабря. Все магазины предлагают новогодний ассортимент елочных украшений, деликатесов на праздничный стол, мандарины и апельсины, шампанское. Под открытым небом устраивают елочные базары, ярмарки. Все озабочены выбором подарков, продуктов на длинные выходные.  

В Новый год необходимо вступать только с хорошим настроением, ведь существует поверье: «Как Новый год встретишь, так его и проведешь!» 

Вряд ли мы можем представить себе встречу Нового года без елки. И детям, и взрослым нравится наряжать деревья, предвкушая приближение праздника. Елка привносит в каждый дом ощущение радости и волшебства, создает хорошее настроение. 

Традиция устанавливать зеленую красавицу как символ Нового года появилась во времена царствования Петра Великого.  Этот обычай был перенесен им в Россию из Европы, а точнее из Германии. В молодые годы Петр гостил у своих друзей в Германии и был приятно удивлен, увидев рождественское украшение в виде ели, но только с  яблоками и конфетами вместо шишек. Позже  им был подписан указ (30 декабря 1699 года), в котором повелевалось украшать улицы города и дома знатных людей хвойными деревьями и ветвями, остальные жители столицы должны были ставить «по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей».

После царствования Петра об этой традиции на время забыли и вспомнили лишь в XIX веке. Первая  общественная елка была установлена в Санкт-Петербурге в канун Рождества  в 1852 году в здании Екатерининского вокзала, а позже и в других присутственных местах. Украшали еловые деревья игрушками с христианской тематикой: на макушку вешали «вифлеемскую звезду», на ветви — фигурки ангелов, свечи, а также фрукты, сладости и орехи.

И взрослым, и детям, полюбились замечательные сказочные персонажи — Дед Мороз и Снегурочка, которые приходят под Новый год на детские утренники и дарят подарки. 

Образ Деда Мороза в русском фольклоре складывался постепенно и на протяжении многих веков. Его прототипом, по мнению историков, был восточнославянский дух холода Трескун, или Студенец. Всем известен сказочный персонаж Морозко (Мороз Иванович, Мороз Елкич), строгий, но справедливый дух зимы. Как правило, в сказках и легендах, он одаривал добрых людей и наказывал злых и жадных. В конце XIX века в общественном сознании сложилось представление о некоем новогоднем Деде, которого звали по-разному — Елочный дед, Рождественский дед, Святочный старик. Он ходил под Новый год с мешком за плечами и доставал из него подарки. Одет старик был в красную длинную шубу с мехом, шапку, валенки и меховые варежки. 

В  советскую эпоху Дед Мороз приходил на  новогодние  утренники в  детские сады и школы, дома культуры. Все ждали его с нетерпением, и по сложившемуся ритуалу должны были громко позвать, чтобы он услышал. Это было настоящее волшебство, когда появлялся Дед Мороз. Он стучал своим посохом об пол и совершал чудеса. Именно таким мы и сейчас видим современного зимнего волшебника.

По традиции на новогодних праздниках Деда Мороза всегда сопровождает его внучка Снегурочка, красивая и добрая девушка. Как правило, ее окружают веселые зверушки, птички. Одета она в белое длинное, подбитое горностаем, одеяние, маленькую шубку и либо шапочку, либо кокошник, на ногах у девушки красивые сафьяновые сапожки. Она помогает Дедушке раздавать подарки детям, водит с ними хороводы вокруг елки, поет песни и танцует. 

В настоящее время Дед Мороз может прийти в каждый дом и выполнить заветное желание хозяев. Хорошей традицией для детей стало писать письмо перед Новым годом Деду Морозу и просить его исполнить заветное желание, принести новогодний подарок. 

Существует ряд убеждений, связанных с празднованием Нового года. Самая известная поговорка утверждает: «Как вы встретите Новый год, так и проведете его». Таким образом, все делают все возможное, чтобы отпраздновать этот решающий праздник весело и в теплой компании друзей и семьи.

Также говорят, что нужно «оставить все долги на старый год», то есть вернуть долги до начала наступающего года. В новогоднюю ночь нужно носить совершенно новую одежду, которая в лучшем случае должна быть «счастливой расцветки» будущего года.

Один из самых значительных и захватывающих дух элементов новогодней ночи - загадывать желания. Люди верят, что самые великие пожелания, сделанные в новогоднюю ночь, обязательно исполнятся.

Новый год в России при желании можно встретить целых 11 раз, перемещаясь по часовым поясам необъятной страны.  На территории Российской Федерации живет множество разных народов. У каждого из них — свой Новый год, который отмечают с интересными традициями, обычаями и вкуснейшими национальными блюдами.

Так, якуты традиционно отмечают этот праздник еще и летом. Удмурты не забывают традицию новогодних ряжений — люди в одежде наизнанку и с покрытыми сажей лицами призваны отпугивать злых духов и приносить удачу и здоровье. Подарки под елку татарским детям приносит добрый волшебник Кыш Бабай, а саами — малый народ с Кольского полуострова — зимнего кудесника считают злым и кусачим.

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК: ДУХИ ОГНЯ, ВОДЫ И НЕБЕСНЫЕ ВРАТА

У коренных жителей Дальнего Востока — эвенков и нанайцев — принято праздновать Новый год в дни летнего солнцестояния. В конце июня люди собираются возле рощи и разжигают два костра, которые символизируют небесные врата. Они прыгают через них, «помогая» планетам пройти их и начать новый годовой цикл.

На деревьях развешивают цветные ленты, чтобы почтить духов, а рядом оставляют угощения возле родников в специальных деревянных корытцах с орнаментом. В корытца кладут пшенную кашу и ягоды.

ЯКУТИЯ: КОСТРЫ И ХОРОВОДЫ

Якутский Новый год называется Ыысаах и переводится как «изобилие». Празднование тоже приурочено ко дню летнего солнцестояния и проводится в период с 10 по 25 июня.

День и ночь горят костры, подмигивая звёздам и празднуя пробуждение Вселенной. Помогая миру проснуться, якуты славят божеств «верхнего мира» и водят хороводы, которые длятся несколько дней и ночей.

БУРЯТИЯ: ЛЬДИНКИ У ПОРОГА В ДЕНЬ БЕЛОГО МЕСЯЦА

В феврале в Бурятии празднуют Сагаан Сар — День Белого месяца — праздник обновления и очищения от прошлогодних невзгод и грехов. Примечательно, что празднуют его целый месяц.

Незамужние девушки начисто выметают пол в доме. Они верят, что если останется хоть одна соринка, то по весне постучится в двери нерадивый жених. За порогом оставляют кусочек прозрачной льдинки и веник в знак чистоты помыслов.

ТУВА: ГЕНЕРАЛЬНАЯ УБОРКА И МОЛОЧНЫЙ ЧАЙ

В Туве Новый Год называется Шагаа. Как и буряты, тувинцы очень тщательно убирают жилище перед праздником, а на утро нового дня планируют сделать какое-нибудь серьезное дело. На праздничный стол жители Тувы готовят молочную кашу, постный сыр, чай с молоком и баранину.

ЧУВАШИЯ: ЗИМНЯЯ НЕДЕЛЯ

Кăшарни – это уникальный праздник, который входит в новогодний цикл празднований у чувашской молодежи. Он продолжается неделю, начиная с рождества и заканчивая крещением.  Изначально он отмечал период зимнего солнцестояния. 

Перед праздником молодежь арендует дом и собирает пожертвования со всей деревни: солод, хмель, муку и все необходимое для угощения односельчан и гостей, которых приглашают из соседних деревень. За день до праздника молодые девушки собирались в этом доме и готовили пироги.

Вечером весь поселок собирается в этом доме. Старики благословляют на счастливую жизнь в наступившем году и расходятся по домам. Молодежь же проводит этот вечер весело и задорно. Всю ночь звучит музыка, а парни и девушки пляшут под частушки.

КАЛМЫКИЯ: ЛАМПАДЫ ВМЕСТО ГИРЛЯНД

Калмыки тоже празднуют Сагаан Сар, но есть у жителей южных степей еще один праздник, с которого они начинают отсчет нового года. «Зул» или «лампада» приходится на десятый лунный месяц, примерно с середины ноября до середины декабря. 

С утра хозяйки зажигают лампады, готовят угощения. Пшеничные пирожки, пельмени с бараниной и, конечно, традиционный молочный чай обязательно должны быть на столе в этот день.

БАШКИРИЯ: ГРАЧИНАЯ СВАДЬБА

Весной, когда суровый Урал стряхивает снег с каменных плеч, в долину с радостной вестью летят грачи. Башкирские девушки достают из сундуков лучшие наряды, вспоминают самые веселые песни. Парни выносят на улицу огромные казаны — варить пшенную кашу вестникам весны. Просыпающиеся деревья украшают шалями и бусами. Вернулся грач — земля проснулась, наступило весеннее обновление жизни, сейчас начнется новый годовой земледельческий цикл. Башкиры празднуют «Каргатуй» — «Грачиную свадьбу».

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН: КЫШ-БАБАЙ И НАВРУЗ

Снежной январской ночью ребятня Татарстана получает подарки от «Деда Мороза» — Кыш-Бабая и его внучки Кар-Казы.

Встретив общероссийский Новый год, татары ждут конца марта, чтобы поприветствовать Навруз — праздник земледельцев, день пробуждения природы и начало новой жизни. За две недели до праздника хозяйки высеивают на блюде чечевицу и пшеницу. Проросшие ростки станут украшением стола и, согласно поверьям, притянут в дом изобилие.

МОРДОВИЯ: ПРАЗДНИЧНЫЕ ПОСИДЕЛКИ И СЛАДКИЙ КВАС

Новый год в Мордовии совпадает с общероссийским. Как в давние времена, молодежь собирается на праздничные посиделки в специальной рождественской избе, которую называют «роштувань куд».

Готовят сладкий квас «поза», студень, пироги с морковью и калиной и идут поздравлять соседей. Ребятня и подростки наряжаются в медведей, лис или мифических персонажей, затевают игры и конкурсы.

МАРИЙ ЭЛ: ОВЕЧЬЯ НОГА И ДЕД ВАСИЛИЙ

В Республике Марий Эл Новый год называется «Шорыкйол» или «овечья нога». Отмечают его марийцы с 7 по 19 января и начинают всегда в пятницу. Главный герой праздника дед Василий со старухой Василисой обходят дома, зорко посматривая, хорошо ли потрудились хозяева.

Девушки гадают в новогоднюю ночь: идут в хлев и хватают за ногу первую попавшуюся овцу. Попадется пушистая — ждать богатого жениха. Обязательно прислушиваются к курам в курятнике: если наседки тихо сидят и не ссорятся, будет осенью хороший урожай.

УДМУРТИЯ: ОДЕЖДА НАИЗНАНКУ

В древности удмурты отмечали наступление нового года весной, примерно в то же время, когда православные праздновали Пасху. Но с течением времени большинство представителей этого народа приняли общепринятую практику празднования Нового года зимой, вместе со всей страной. Однако, они сохранили некоторые особенности в своем праздновании.

Одной из отличительных черт новогоднего праздника по-удмуртски являются ряжения. Эта традиция имеет свои корни в поверьях древних народов, которые верили, что переход к новому году может быть опасным. Чтобы отпугнуть злых духов и обеспечить благополучие для своих семей, удмурты надевали одежду наизнанку и покрывали свои лица сажей. Ряженые становились символами защиты и удачи, приносящими семьям благополучие и богатый урожай. Они приветливо встречались в каждом доме, где их ждали с радостью и праздничными угощениями.

В современном мире ряжение у удмуртов уже не обладает мистической значимостью, но оно все еще является веселой и занимательной традицией. Сегодня ряженые выступают на праздничных мероприятиях и фестивалях, радуя гостей яркими и красочными костюмами. Это стало своеобразным искусством, где каждый ряженый создает уникальный образ, отражающий его творческую индивидуальность.

ОСЕТИЯ: БУСИНА ЖЕЛАНИЙ

Осетины отмечают Новый год 13 и 14 января, называют праздник «Ног бон». Пекут знаменитые осетинские пироги, символизирующие солнце и изобилие, и разжигают костер во дворе.

В древние времена, после каждого застолья, старейшины рода отправлялись в женскую половину дома, чтобы встретиться с главной святыней - бусиной желаний «Цыкурайы фӕрдыг». Это драгоценное сокровище хранилось в шкатулке и было достойным объектом особого почитания. Перед каждым новым годом бусину тщательно мыли в молоке, чтобы очистить ее от негативной энергии и придать ей новую силу.

Обряд подготовки бусины был особенно тщательным. Глава семьи лично занимался этим делом, меняя шелковую ткань и вату, на которой она лежала. Это была своего рода "подушка" для святыни, которая должна была обеспечить домочадцам счастье и благополучие в новом году. Важно отметить, что бусину никто не трогал руками - она всегда держалась через шелковую ткань. Это было сделано для того, чтобы сохранить священность и чистоту этого предмета.

КАРЕЛИЯ: МАГИЯ ПЕРВОГО ДНЯ

В северных карельских лесах жители деревень ждут гостя на утро после Нового года — бородатого мужчину, крепкого хозяина и примерного семьянина. Считается, что такой посетитель принесет удачу в дом на весь год.

Новый год у карелов называется «Сюндума» и празднуют его с Рождества до Святок. Хозяйки запасаются чистой колодезной водой, пекут овсяные блины, варят пшенную кашу. Ну и как в Новый год без гаданий: девушки плещут чистой водой на девятый венец дома. Попадешь — выйдешь замуж в этом году.

КОЛЬСКИЙ ПОЛУОСТРОВ: КУСАЧИЙ ДЕД МОРОЗ

Саамы - народ с уникальными новогодними традициями, которые отличаются от привычных обычаев. Саамы, проживающие на Кольском полуострове и в других частях Северной Европы, считают, что есть пять времен года, а не четыре. В дополнение к зиме, весне, лету и осени, они признают существование Каамоса - времени полярной ночи, которое наступает с середины декабря и продолжается до конца января.

Интересно отметить, что раньше саамы не праздновали Новый год, так как считали Деда Мороза злым стариком, который кусает и морозит руки и ноги. Вместо этого у них был праздник чистого снега. Этот праздник отмечался 7 января и символизировал чистые помыслы и исполнение желаний, в этот день принято подводить итоги. Это замечательная традиция, позволяла саамскому народу собраться вместе и отметить важные моменты в своей жизни.

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ: ПОМОРЫ И ПЛАВУЧИЕ МАЯКИ

14 сентября, когда рыбаки возвращаются на берег из дальних походов, урожай собран, а в доме чистота и порядок, в Архангельской области поморы отмечают Новый год. 

Из муки и пережженного сахара женщины пекут специальные пряники — козули с цветной глазурью. Жженый сахар придает выпечке удивительный, неповторимый вкус и аромат.

А на берегу Белого моря лоцманы и факельщики под звуки колокола спускают на воду маяк — горящий навигационный знак, который покажет заплутавшим морякам путь домой. В Новый Год поморы не закрывают дверей — счастью, которое обязательно заглянет в каждый дом в эту чудесную ночь, не должно быть препятствий.

Невероятно, сколько разных обычаев вмещает в себя празднование Нового года. От региона к региону меняются традиции, рецепты блюд и даже сезоны: на востоке люди ждут тепла, весенними песнями и танцами будят природу. А на западе нипочем празднующим метели и январская стужа: теплый дом, пироги с калиной и близкие рядом — что еще нужно, чтобы встретить новогоднее утро.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

1. Любимый праздник Новый год: стихи, песенки, сказки, загадки / [А. Л. Барто и др.]. - М.: Росмэн, 2011. - 128 с.
2. Галынский, М. Энциклопедия Нового года и Рождества, или Большая книга о том, откуда пришел к нам волшебный зимний праздник, какие новогодние традиции существуют в разных странах, как встретить 
Новый год, чтобы оставаться счастливым все 365 дней / М. С. Галынский. - М.: ОЛМА-пресс, 2005. - 411 с.

3. Празднуем Новый год: [пьесы, сценарии, стихи, песни, юмор, игры, тосты / сост. Г. Е. Левкодимов]. - М.: РИФМЭ, 2002. - 480 с.
4. Зайцева, А. Как поздравить с Новым годом: подарки для друзей и любимых / А. А. Зайцева. - М.: Эксмо, 2009. - 64 с.
5. С Новым годом!: сказки, стихи, шедевры русской живописи: сб. - М.: Профиздат, 2007. - 80 с.
6. Веселые рассказы про Новый год / М. М. Зощенко, В. Ю. Драгунский. - М.: Махаон, 2014. - 32 с.
7. Зайцева, А. Как в Новый Год украсить дом: создаём атмосферу праздника / А. А. Зайцева. - М.: Эксмо, 2009. - 64 с.
8. Что случится в Новый год?: стихи: [для младшего школьного возраста]. - М.: Махаон, 2014. - 32 с. 
9. Мы встречаем Новый год: [для чтения взрослыми детям / пер. с фр., лит. обработка Е. А. Неволиной]. - М.: Росмэн-пресс, 2007. - 112 с.
10. Новый год: сценарий с нотным приложением. - СПб.: Композитор, 1996. - 46 с.
11. Здравствуй, Новый год!: праздники в дет. саду: песни, игры, инсценировки для детей мл. возраста. - М.: Музыка, 1983. - 48 с.
12. Волкова, Д. Мандаринка на Новый год: [роман : 18+] / Дарья Волкова. - Москва: Издательство АСТ: Редакционно-издательская группа "Жанровая литература", 2022. - 288 с. 

 


Просмотров: 153














Поиск по сайту

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ