Главная » Статьи » 

Николай Камов

НИКОЛАЙ КАМОВ,  ЧЕЛОВЕК КОТОРЫЙ ПРИДУМАЛ ВЕРТОЛЕТ
 

Николай Камов родился в Иркутске 14 сентября 1902 года, в семье выпускника Варшавского университета, учителя словесности, Ильи Михайловича Камова и акушерки Елены Федоровны Камовой (Лянглебен). С детства Николай проявлял интерес к точным наукам и технике. С золотой медалью окончил коммерческое училище, увлекался химией, биологией и техникой. В 1918 году успешно сдал экзамены в Томский технологический институт. В 1920 году юноша пытался поступить в авиаотряд, но не был принят из-за травмы руки, полученной при рождении. Николай решил строить самолеты. Он изучал книги по авиации, какие возможно было достать, эксперементировал с винтами, стал активным участником авиакружка. Томский технологический институт Камов закончил с отличием, его имя занесено на мраморную доску.

После окончания института в 1923 году инженер-механик Камов поехал в Москву и поступил рабочим на концессионный завод Юнкерса ИВА. За 3 года работы он изучил технологию производства. Вечерами молодой инженер штудировал аэродинамику. Однажды не выдержал грубости мастера-немца, ответил ему по-немецки и был уволен.

В 1924 году Камов поступил в центральные аэропланные мастерские «Добролета» (предшественника Аэрофлота), которые занимались ремонтом в основном немецких машин. Собрав группу помощников, молодой инженер по своей инициативе подготовил комплект чертежей самолета Ю-13. Это позволило отказаться от закупки иностранных деталей и помощи иностранных специалистов.

Двадцатипятилетнего инженера пригласили в 1927 году в конструкторское бюро Д.П. Григоровича. Здесь занимались опытным морским судостроением. Камов принял участие в разработке самолета МРЗ-бис. В свободное время он приступил к созданию автожира.

В 1928 году Николай Ильич — ведущий конструктор и начальник бригады КБ Поля Ришара, приглашенного из Франции.

В 1928-1929 годах Камов совместно с инженером Н.К. Скрижинским создал первый советский автожир КАСКР-1 «Красный инженер». 25 сентября 1929 года летчик-испытатель И.В. Михеев впервые оторвал машину от земли и стал первым вертолетчиком.

В 1930-1931 годах Николай Ильич являлся одним из руководителей ОКБ по морскому самолетостроению. Он был ведущим инженером по производству цельнометаллического самолета-торпедоносца открытого моря ТОМ-1.

В октябре 1931 года Камова назначили начальником конструкторской бригады ЦАГИ. Он предложил проект нового автожира А-7, который проектировал по заказу ВВС как разведчик и корректировщик. 20 сентября 1934 года А-7 поднялся в воздух.

В 1938 году один из автожиров типа А-7 за 5 дней оборудовали и отправили для спасения станции СП-1 Папанина.

В 1940 году в стране создается первый завод винтокрылых аппаратов, директором и главным конструктором которого становится Николай Камов, а его заместителем – Михаил Миль. Однако до конца завод отстроить не удалось – начавшаяся война заставила эвакуироваться на Урал. Здесь продолжается работа над «прыгающим» автожиром-корректировщиком АК, для которого не требовалось разбега. Однако и ее закончить не успели – КБ вертолетостроения расформировано. 

В 1943 году Камов возвращается из эвакуации и организует при Бюро новой техники ЦАГИ группу, в которой на общественных началах проектируется первый вертолет соосной схемы – Ка-8. Эта схема, ставшая позже фирменным отличием камовских машин, была известна давно. Еще Михайло Ломоносов в 1754 году демонстрировал модель аэродинамической машины с двумя винтами на одной оси. Многие конструкторы экспериментировали с подобной схемой, признавая ее преимущества: компактность и маневренность.

И снова практически на полном энтузиазме Камов с коллегами и студентами с нуля разрабатывает первый действующий вертолет – одноместный легкий Ка-8, или, как его называли, «летающий мотоцикл». Ка-8 принимает участие в параде в честь Дня Военно-воздушного флота 1948 года. Тогда устаревшее название «геликоптер» официально впервые было заменено на «вертолет». По одной из версий, само слово «вертолет» было придумано Камовым вместе Н.К. Скржинским.

Демонстрация Ка-8 имела большой успех, и Камову было предложено возглавить специализированное конструкторское бюро с собственной производственной базой. Так появилось КБ Камова, которым Николай Ильич руководил всю оставшуюся жизнь. В 1949 году оно было преобразовано в Ухтомский вертолетный завод.

В ноябре 1948 года вышла книга Н. И. Камова «Винтовые летательные аппараты», в которой он и предлагает термин «вертолет». Осенью того же года Камов предложил ВМФ СССР связной вертолет. С группой сотрудников авиаконструктор разработал-Ка-10.

Следующим детищем КБ Камова стал палубный Ка-15, который предполагалось использовать для борьбы с подводными лодками, разведки и в качестве связного. Это была уже более похожая на современные вертолеты машина − с закрытой двухместной кабиной, с шасси вместо поплавков, но снова выполненная по соосной схеме. Кроме применения на военном флоте, Ка-15 успешно использовался в сельском хозяйстве и в промысловом рыболовстве.

В 1948 году новое КБ выполняет первый заказ – корабельный вертолет Ка-10 «Иркутянин». Простой по конструкции, малогабаритный и маневренный, он стал прямым продолжением Ка-8.

Конструкторское бюро Камова стало колыбелью целого семейства вертолетов военного и гражданского назначения. Кроме винтокрылых машин, КБ разработало, на базе автомобиля ГАЗ М 20 «Победа», аэросани «Север» и «Север-2».

Николай Ильич работал до последних дней. Когда его увозили в больницу, он просил ничего не трогать на его рабочем столе. Так его комната и стала своеобразным музеем создателя вертолетов. Николай Ильич привил и младшему поколению уважение к технике. Дочь Камова и его внук стали авиаконструкторами.

Николай Ильич умер 24 ноября 1973 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

1. Володко, А. Вертолет - труженик и воин / А. М. Володко. - М.: Изд-во ДОСААФ, 1984. - 143 с.
2. Вертолетчики: [сборник] / ред. Л. Н. Жукова. - М.: Знание, 1986. - 46 с.
3. Шунков, В. Боевые вертолеты мира / В. Н. Шунков, В. В. Ликсо. - М.: АСТ; Минск: Харвест, 2007. - 240 с. 
4. Алексеев, Г. Профессия - конструктор / Г. П. Алексеев. - М.: Молодая гвардия, 1973. - 143 с. 
5. Ушакова, О. Великие изобретения: справ. школьника / О. Д. Ушакова. - СПб.: Литера, 2006. - 96 с. 
6. Помилио, А. Большая книга изобретений: самые выдающиеся открытия и изобретения человечества : пер. с ит. / А. Л. Помилио. - М.: Росмэн, 2005. - 240 с. 
7. Романов, А. Конструкторы: [о С.П. Королеве, М.К. Янгеле, В.П. Глушко] / А. П. Романов, В. С. Губарев. - М.: Политиздат, 1989. - 365 с. 
8. Я познаю мир. Изобретения: энциклопедия / А. А. Леонович. - М.: АСТ : Астрель, 2007. - 383 с. 
9. Аксенова, С. Сто великих русских изобретений / С. В. Аксенова. - М.: Вече: Вече 2000, 2012. - 318 с. 
10.  Рылёв, Ю. Изобретения и изобретатели / Ю. И. Рылёв. - М.: Современник, 2002. - 288 с. 


Просмотров: 23














Поиск по сайту

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ