Главная » Статьи » 

Михаил Кошкин

БИОГРАФИЯ КОНСТРУКТОРА МИХАИЛА КОШКИНА

Ранние годы

Будущий конструктор родился в небольшом селе Ярославской губернии в крестьянской семье. Жили они скромно, земли было немного, и основным источником дохода семьи были промыслы. Они и стали причиной несчастья: в 1905 году отец трагически погибает на лесозаготовках. Чтобы помочь матери, в 14-летнем возрасте Михаил отправляется на заработки в Москву. Несмотря на то, что за спиной – всего три класса церковно-приходской школы, в столице смышленому подростку удается устроиться подмастерьем в карамельном цехе кондитерской фабрики, сегодня известной как «Красный Октябрь».

Первая мировая война, а затем и Гражданская вносят свои коррективы в «кондитерскую» биографию будущего танкостроителя. Его призывают в армию, и рядовой 58-го пехотного полка Кошкин участвует в боях на Западном фронте. Позже убеждения приводят Михаила уже в ряды Красной армии.

В те годы на долю молодого Кошкина выпало много трудностей: несколько ранений, перенесенный тиф. Он продолжал удивлять окружающих своей смелостью, целеустремленностью и решительностью. Стране нужны были такие новые кадры: перспективного молодого человека руководство решает отправить в Москву в Коммунистический университет имени Свердлова.

После его окончания Михаил начал строить партийную карьеру. Первым серьезным заданием выпускника стало руководство кондитерской фабрикой в Вятке. Здесь же Кошкин встретил свою будущую жену.

Начало танкостроения

Кошкина ожидала успешная партийная карьера, но неожиданно для всех он выбирает другой путь. Михаил просит руководство партии помочь ему получить техническое образование. В 1929 году его направляют в Ленинград, где в 30-летнем возрасте Кошкин становится студентом политехнического института.

Именно в стенах Ленинградского политехнического института определилась сфера его научных интересов – танкостроение, направление в те годы очень актуальное для страны. Надо отметить, что до 1929 года в СССР, можно сказать, не было танковой промышленности. Правительство страны хорошо понимало, что для обеспечения безопасности нужно оперативно приступить к выпуску современных танков.

Танкостроению посвящена дипломная работа Кошкина – «Коробка переменных передач среднего танка». Параллельно с учебой в институте Михаил работает в конструкторском бюро Ленинградского Кировского завода, где на тот момент разрабатывались танки Т-29 и Т-46-1. Пришел он туда конструктором, а за два с половиной года вырос до заместителя начальника конструкторского бюро.

В 1936 году молодого конструктора назначают на Харьковский паровозостроительный завод. Начинает Кошкин с модернизации колесно-гусеничного танка БТ-7 – на тот момент одного из основных танков Красной армии. Всего за год танк был доработан, получил, в частности, новейший дизельный двигатель. БТ-7 стал первым в мире танком с дизелем.

Гусеницы против колес

Осенью 1937 года армия выдает задание Харьковскому заводу на разработку нового колесно-гусеничного танка. Так здесь рождается проект танка под названием А-20. Однако новый колесно-гусеничный танк конструктора Кошкина не устраивал. Он не раз подчеркивал, что колесная техника отлично применима на шоссе, но не настоящем поле боя. Идеальная машина, по мнению Кошкина, должна выглядеть по-другому – скоростная, с высокой проходимостью, с крепкой броней и ударной мощью.

Михаил Ильич наряду с колесно-гусеничной моделью А-20 разрабатывает гусеничную модель А-32. Два проекта были представлены высшему руководству в Москве. Военные инициативу конструктора не оценили, но в дальнейшую судьбу гусеничного танка вмешался Сталин. В итоге Харьковскому заводу было поручено построить и испытать обе модели.

Коллектив под руководством Кошкина работал в быстром темпе: всем было понятно, что большая война не за горами. Первые образцы танков поступили на испытания в самом начале Второй мировой – осенью 1939 года. Тестирование показало, что оба танка, и А-20, и А-32, объективно лучше всех предыдущих отечественных моделей. Но для окончательного решения машины ожидали реальные боевые условия – Советско-финская война 1939-1940 годов. И вот здесь гусеничный вариант Кошкина показал явное преимущество.

После этого танк немного доработали – броня увеличилась до 45 мм, была установлена 76-миллиметровая пушка. И боевая машина обрела свое новое «имя» – Т-34.

Первая ласточка наших бронетанковых сил

Итак, уже в начале 1940 года в стране были готовы два опытных образца гусеничного танка Т-34. Нужно было как можно скорее добиться начала серийного производства «тридцать четверки», а для этого опытные образцы должны пройти определенное количество километров.

Михаил Кошкин принимает решение – отправить Т-34 своим ходом по зимнему бездорожью из Харькова в Москву. Накануне выезда он сильно простудился, но и это его не остановило.

Многие военные были уверены, что танки Кошкина до столицы не доедут, и придется ему с позором везти их по железной дороге. Но 17 марта 1940 года оба танка Т-34 своим ходом прибыли в Москву. Сам Сталин не скрывает своего восхищения и называет Т-34 «первой ласточкой наших бронетанковых сил».

Однако этот пробег из Харькова до столицы – только половина пути до серийного производства. Опытным моделям Т-34 не хватает еще 3000 километров пробега. Несмотря на то, что сильный кашель Кошкина заметили даже в Кремле и настоятельно посоветовали подумать о здоровье, конструктор лично возглавляет колонну, идущую обратно в Харьков. Все требования для начала серийного производства танка Т-34 были выполнены.

«Тридцать четверка» не обладала какими-то особенными техническими характеристиками: пушка калибра 76 мм, вес около 26 тонн, броня толщиной 45 мм. Двигатель мощностью 500 л.с. позволял развивать скорость до 36 км/ч по пересеченной местности. Но главным достоинством танка было удачное сочетание надежного оборудования и простоты в изготовлении и ремонте. «Ребята, поменьше сложностей, делайте так, чтобы машина была доступна любому механику», – любил повторять Михаил Ильич.

Лучшая награда

Конечно, Т-34 продолжал совершенствоваться. Так в 1944 году на вооружении Красной армии появилась модификация Т-34-85. Новый танк получил пушку калибра 85 мм, превосходил своего предшественника по бронезащите, в итоге – лучше противостоял немецким «Тиграм» и «Пантерам».

Но Михаил Кошкин триумфа своего детища не застал. После того самого знаменитого пробега, по прибытии в Харьков, он оказался в больнице. Врачи диагностировали у него серьезную форму пневмонии. 26 сентября 1940 года Михаила Ильича Кошкина не стало. Ему был всего 41 год.

Посмертно, в 1942 году, ему была присуждена Сталинская премия. Полвека спустя, в 1990 году, он стал Героем Социалистического Труда. Но, пожалуй, настоящей наградой для Кошкина стала та роль, которую Т-34 сыграл в Великой Отечественной войне. Кто знает, как сложилась бы судьба нашей страны, если бы руководитель кондитерской фабрики Михаил Кошкин не решил выбрать совершенно другой жизненный путь.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

1. Энциклопедия танков: полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг. / [сост. Г. Л. Холявский ; авт. предисл. С. Маев]. - Минск: Харвест, 2006. - 576 с.
2. Рассел, А. Танки современных армий / А. Рассел. - М.: Эксмо-пресс, 2000. - 160 с.
3. Танки. - Смоленск: Русич, 2004. - 64 с. 
4. Орлова, Н. Техника. Открытия. Изобретения: энциклопедия / Нина Орлова. - М. : Росмэн, 2000. - 399 с.
5. Черненко, Г. Танки и самоходные орудия: [для сред. и ст. шк. возраста] / Г. Т. Черненко. - СПб.: А.В.К.: Тимошка, 2007. - 92 с.
6. Шант, К. Танки: 250 лучших мировых образцов: ил. энцикл.: [пер. с англ.] / Крис Шант. - М.: Омега, 2004. - 252 с. 
7. Арлазоров, М. Конструкторы / М. С. Арлазоров. - М.: Сов. Россия, 1975. - 280 с. 
8. Конструктор боевых машин: [о Ж.Я. Котине / Н. С. Попов, М. В. Ашик, И. В. Бах и др.]. - СПб.: Лениздат, 1988. - 382 с.
9. Русские ученые и изобретатели / В. В. Артемов. - М.: Росмэн: Росмэн-пресс, 2003. - 335 с.
10. Рылёв, Ю. Изобретения и изобретатели / Ю. И. Рылёв. - М.: Современник, 2002. - 288 с. 

 


Просмотров: 121














Поиск по сайту

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ