Главная » Статьи » 

Михаил Булгаков

ДЕСЯТЬ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МИХАИЛА БУЛГАКОВА

Мастер и Маргарита

Первоначальный замысел философского романа о вечной борьбе добра и зла, соединивший вопросы совершенного творчества и истинного глубокого чувства, возник в 1928 г. и представлял собой историю о Христе и Воланде, с которым были связаны варианты названий. Сюжетная линия основных персонажей появилась в сочинении в 30-е годы после знакомства с прототипом Маргариты – Еленой Сергеевной, ставшей женой автора. Образ состоятельной и красивой женщины, готовой отказаться от богатства и стабильности ради любви, даже продать душу дьяволу для спасения возлюбленного, вызывает восхищение многих поколений читателей.

Этот самый известный роман Булгакова был завершен в 1939 г., но правился писателем до самой смерти. Уголки и пейзажи старой Москвы указывают на разные периоды существования города, хотя наши современники и сейчас находят нерешенными бытовые и моральные проблемы, описанные в романе. Главы, посвященные мистическим силам, отличаются специфическим булгаковским юмором, а страницы о Христе и Мастере окрашены тонким лиризмом и нежностью.

Собачье сердце

Известнейшая повесть Булгакова создана в начале 1925 г., но рукопись изъяли у автора во время обыска, и она увидела свет только спустя шесть десятилетий, хотя ее сложная история существования включает распространение в самиздате и нелегальное издание за границей. Фантастическое повествование представляет собой социальную сатиру. В ней с присущим писателю тонким юмором описывается рискованный и сомнительный опыт создания нового человека с помощью операции. Однако последствия оказываются непредсказуемыми. На самом деле изменить мир к лучшему не так просто.

В произведении затрагивается тема взаимоотношений народа и интеллигенции и их роль в судьбе страны. Многие критики расценивают повесть как политическую сатиру на руководство страны и находят прототипы персонажей среди государственных деятелей того времени. Вывод писателя очевиден: насильственное вторжение в природу, историю и политику приводит к катастрофе, оно вскрывает негативные стороны общественных отношений.

Белая гвардия

Первый роман Булгакова, созданный в 1924-1925 годах на основе личных впечатлений, с документальной точностью изображает эпизоды Гражданской войны в Киеве, историю семьи русских интеллигентов и их друзей в это сложное время. Произведение задумывалось автором как крупная трилогия об эпохе, но написана была только первая книга о разрушении привычного мира русских интеллигентов.

Общественные бедствия раскрывают характеры героев. Члены семьи Турбиных в числе добровольцев – офицеров и юнкеров – защищают город, брошенный на произвол судьбы. Верный присяге Алексей в бессмысленном бою получает ранение, зато встречает любовь женщины, спасшей его от противников. Елена становится хранительницей дома, ставшего пристанищем для бывших офицеров.

Произведение насыщено символами: это сам Город, дом и лампа с зеленым абажуром, символизирующая порядок, комфорт и уют.

Записки юного врача

7 известных рассказов М.А. Булгакова были напечатаны в 1925-1926 г. в медицинском журнале. В них художественно переработаны и осмыслены действительные эпизоды, случавшиеся с писателем в период его работы доктором в сельской больнице.

Неопытному новичку приходится справляться с курьезными и весьма сложными случаями: ампутацией ноги (рассказ «Полотенце с петухом»), трудными родами («Крещение поворотом»), операцией трахеотомии у девочки с дифтерией («Стальное горло»). В рассказах реалистично воспроизводятся предрассудки и невежество народа в то время, уклад жизни и обычаи сельских жителей («Тьма египетская»). Горожанин, привыкший к комфортной культурной жизни, прекрасно разбирающийся в литературе и искусстве, в обстановке глухой деревни честно выполнял свою трудную работу, с симпатией и сочувствием относился к бедным пациентам.

Морфий

По тематике и сюжету рассказ, созданный в 1927 г., граничит с «Рассказами юного врача», но не включен в сборник. Он написан в виде дневниковых записей доктора Полякова, прочитанных после его суицида бывшим сокурсником, которого приятель позвал на помощь. Доктор Бомгард опоздал спасти товарища. Форма дневника дает возможность автору глубоко и искренне показать внутренний мир героя, раскрыть психологию героя.

В сюжете этого известного произведения Булгакова пересекаются две линии. В одной врач профессионально верно описывает симптомы заболевания, повествует о своем физическом и психологическом состоянии. Вторая сюжетная линия красочно рассказывает о самочувствии наркозависимого в момент эйфории и упадка сил. Доктор беспристрастно анализирует, как наступило привыкание. Он сделал себе инъекцию, чтобы избавиться от боли в желудке и душевной травмы в результате ухода любимой. Это исповедь человека, прошедшего путь от нормального человека до полной деградации личности. В дневнике доктора Полякова содержится предостережение всем людям об опасной зависимости.

Роковые яйца

Пристрастие Булгакова к жанру фантастики в русле направления модернизма сказалось при написании в 1924 г. сатирической повести «Роковые яйца», напечатанной в журнале «Красная панорама». Действие антиутопии происходит в ближайшем будущем, позволяющем читателю оценить уровень развития общества и советской науки того времени. Эксперимент председателя колхоза с облучением яиц в целях улучшения производства кур превращается в кошмар. Писатель сомневается в стабильности нового государства, однако его не оставляет надежда на восстановление страны после «нашествия гадов» и эпидемий, ставших бедствием для народа.

Автор ставит в произведении сложные философские вопросы о роли случайности в жизни личности и в истории. Датировка повести соотносит ее действие с церковными праздниками 1928 года – Пасхой и Преображением, намекая на изменение мира и его возвращение к привычному, но несовершенному облику.

Дьяволиада

Известная повесть, написанная Булгаковым в 1923 г. и увидевшая свет в альманахе «Недра» в 1924 г., рассказывает историю почти гоголевского «маленького человека», пострадавшего от бюрократизма советской системы, превратившейся в болезненном мозгу чиновника Короткова в страшную силу. Сюжет организован на фоне шороха документов и погони по этажам и коридорам канцелярии за неуловимым заведующим. В этой беготне герой утрачивает собственную личность и даже имя, а потеря удостоверения делает его как бы совершенно несуществующим человеком.

Попытки справиться с бюрократической системой не увенчались успехом. Уволенный со службы главный герой терпит поражение в борьбе с непреодолимой бюрократической машиной и прыгает с крыши от настигающих его агентов угрозыска. Особенность повести – в кинематографической смене картин и фантастических бытовых подробностях.

Записки на манжетах

Повесть написана в 1922-1923 г. на основе личных впечатлений Булгакова и событий, которые произошли с ним во время жизни на Кавказе и первых месяцев после переезда в Москву. Текст не был напечатан при жизни писателя и частично утрачен. Основная тема книги – взаимоотношения литератора с властью.

Тяжелобольной главный герой (прототип самого Булгакова) обсуждает с коллегой создание в редколлегии газеты отдела искусства и вскоре становится его руководителем. В повести обстоятельно излагается дискуссия о творчестве А.С. Пушкина, которая состоялась в 1920 г. во Владикавказе, где персонаж одерживает победу над теми, кто призывает отказаться от наследия великого поэта. Задуманную им статью о Пушкине не печатают, а посвященный поэту вечер терпит провал из-за глупой карикатуры. В результате литературные мероприятия отменяют.

Театральный роман

Неоконченный известный роман Булгакова с ироничным подзаголовком «Записки покойника» начат в 1936 г., в период очередного усиления гонений на писателя. Он написан от лица литератора Сергея Максудова и повествует о закулисном мире театральной и писательской интеллигенции. Однако в него входят наброски и черновики предыдущих лет.

В противоположность мрачному названию, книга довольно веселая. Журналист маленькой газеты на основе снов и фантазий по ночам сочиняет роман, позволяющий ему забыть о скучной реальности, но никогда не будет опубликован.

В книге затронут вопрос о конфликте внутреннего мира творца с внешними неблагоприятными обстоятельствами, столкновение с которыми писатель проигрывает. Персонажи автобиографического романа имеют реальных прототипов, а в сюжет включены описания действительных театральных постановок.

Иван Васильевич

Завершает десятку самых известных произведений Булгакова «Иван Васильевич». Эксцентрическая пьеса, созданная в 1934-1936 годах, основана на фантастическом сюжете о перемещении во времени в результате поломки изобретенного инженером Тимофеевым устройства. Последствием водевильной рокировки персонажей между веками происходит неразбериха, наполненная массой комических сцен. Попавшие в чужую эпоху герои ведут себя по правилам своего века.

Верный себе Булгаков подробно освещает детали московского быта 30-х годов, особенно квартирный вопрос, мучивший в то время писателя. Вдумчивый читатель понимает, что сцены террора опричников и легенда о крепостном без имени на бочке с порохом, наказанном за создание летающего аппарата, превращают комический сюжет в серьезный. Он намекает на атмосферу советской столицы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИХ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

1. Белобровцева И. Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита"/Ирина Белобровцева, Светлана Кульюс. - 2007
2. Михаил Булгаков в периодике русского зарубежья/РГБИ. - 2012
3. Петелин В. В. Жизнь Булгакова/В. В. Петелин. - 2005
4. Воспоминания о Михаиле Булгакове/вступ. ст. В. Я. Лакшина ; послесл. М. О. Чудаковой. - 1988
5. Рыжкова Т. В. Диалоги с Булгаковым/Т. В. Рыжкова. - 2005
6. Сахаров В. И. М.А. Булгаков в жизни и творчестве/В. И. Сахаров. - 2002
7. Зеркалов А. Евангелие Михаила Булгакова/А. Зеркалов. - 2003
8. Зеркалов А. Этика Михаила Булгакова/А. Зеркалов. - 2004
9. Соколов Б. В. Булгаков/Б. В. Соколов. - 2007
10. Соколов Б. В. Булгаков/Б. В. Соколов. - 2003
11. Соколов Б. В. Расшифрованный Булгаков/Б. В. Соколов. - 2005
12. Мягков Б. С. Булгаков на Патриарших/Б. С. Мягков. - 2008
13. Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков/В. Г. Боборыкин. - 1991
14. Булгаков М. А. Неизвестный Булгаков/М. А. Булгаков ; сост. В. И. Лосев. - 1993
15. Вулис А. З. Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита"/А. З. Вулис. - 1991
16. Дневник Елены Булгаковой/Е. С. Булгакова ; [сост., текстол. подгот. и коммент. В. Лосева, Л. Яновской,вступ. ст. Л. Яновской]. - 1990
17. Есенков В. Н. Рыцарь, или Легенда о Михаиле Булгакове/В. Н. Есенков. - 1997
18. Соколов Б. В. Михаил Булгаков/Б. В. Соколов. - 1991
19. Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия/Б. В. Соколов. - 1998
20. Соколов Б. В. Три жизни Михаила Булгакова/Б. В. Соколов. - 1997
21. Яновская Л. М. Творческий путь Михаила Булгакова/Лидия Яновская. - 1983
22. Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова/М. О. Чудакова. - 1988
23. Сахаров В. И. М.А. Булгаков в жизни и творчестве/В. И. Сахаров. - 2011
24. Булгаков М. А. Собачье сердце/М. А. Булгаков ; [авт.-сост. И. М. Михайлова]. - 2002
25. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита/М. А. Булгаков ; авт.-сост. Г. Н. Леонова, Л. Д. Страхова. - 2001
26. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита/М. А. Булгаков ; [сост., авт. предисл., коммент. и учеб.-метод.материалов Э. Л. Безносов]. - 2004
27. Булгаков, Михаил Афанасьевич Собрание сочинений. Т. 1:Записки покойника. - 2002
28. Булгаков, Михаил Афанасьевич Собрание сочинений. Т. 2:Белая гвардия. - 2002
29. Булгаков, Михаил Афанасьевич Собрание сочинений. Т. 3:Дьяволиада. - 2002
30. Булгаков, Михаил Афанасьевич Собрание сочинений. Т. 4:Князь Тьмы. - 2004
31. Булгаков, Михаил Афанасьевич Собрание сочинений. Т. 5:Мастер и Маргарита. - 2004
32. Булгаков, Михаил Афанасьевич Собрание сочинений. Т. 6:Мольериана. - 2002
33. Булгаков, Михаил Афанасьевич Собрание сочинений. Т. 7:Блаженство. - 2002
34. Булгаков М. А. Белая гвардия/М. А. Булгаков. - 2006
35. Булгаков М. А. Дни Турбиных/М. А. Булгаков ; коммент. В. И. Лосева. - 2006
36. Булгаков М. А. Дьяволиада/М. А. Булгаков ; сост., вступ. ст., коммент. В. И.Лосева. - 2006
37. Булгаков М. А. Жизнь господина де Мольера/М. А. Булгаков ; коммент. В. И. Лосева. - 2007
38. Булгаков М. А. Записки на манжетах/М. А. Булгаков ; вступ. ст., коммент. В. И.Лосева. - 2006
39. Булгаков М. А. Записки на манжетах/М. А. Булгаков. - 2002
40. Булгаков М. А. Записки покойника/М. А. Булгаков ; коммент. В. И. Лосева. - 2006
41. Булгаков М. А. Записки юного врача/М. А. Булгаков. - 2007
42. Булгаков М. А. Зойкина квартира/М. А. Булгаков ; коммент. В. И. Лосева. - 2007
43. Булгаков М. А. Иван Васильевич/М. А. Булгаков ; коммент. В. И. Лосева. - 2006
44. Булгаков М. А. Кабала святош/М. А. Булгаков ; вступ. ст., коммент. В. И.Лосева. - 2007
45. Булгаков М. А. Князь Тьмы/М. А. Булгаков ; сост., вступ. ст., коммент. В. И.Лосева. - 2007
46. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита/М. А. Булгаков. - 2008
47. Булгаков М. А. Морфий/М. А. Булгаков ; коммент. В. И. Лосева. - 2006
48. Булгаков М. А. Москва краснокаменная/М. А. Булгаков ; коммент. В. И. Лосева. - 2007
49. Булгаков М. А. Собачье сердце/М. А. Булгаков. - 2011
50. Булгаков М. А. Ханский огонь/М. А. Булгаков. - 2007
51. Булгаков М. А. Неизвестный Булгаков/М. А. Булгаков ; сост. В. И. Лосев. - 1993
52. Булгаков М. А. Похождения Чичикова/М. А. Булгаков ; авт. вступ. ст., сост. В. В. Петелин. - 1990
53. Булгаков М. А. Рукописи не горят/М. А. Булгаков. - 1996
54. Булгаков М. А. Собачье сердце/[послесл. Е. Неелова]. - 1990
55. Булгаков М. А. Театральный роман/М. А. Булгаков ; послесл. В. Татаринова. - 1999
56. Булгаков М. А. "Я хотел служить народу..."/М. А. Булгаков ; вступ. ст. П. С. Попов. - 1991
57. Булгаков М. А. Пьесы/М. А. Булгаков ; [вступ. ст. В. В. Новикова]. - 1987
58. Булгаков М. А. Пьесы 1920-х годов/М. А. Булгаков ; вступ. ст. А. А. Нинова. - 1989
59. Булгаков М. А. Романы/М. А. Булгаков. - 1987
60. Булгаков М. А. Собачье сердце/М. А. Булгаков. - 1988
61. Булгаков М. А. Ханский огонь/М. А. Булгаков ; вступ. ст. и примеч. В. И. Сахарова. - 1988
62. Булгаков М. А. Чаша жизни/М. А. Булгаков ; [сост., подгот. текста, коммент. Б. С. Мягкова, Б. В. Соколова,предисл. Б. В. Соколова]. - 1989

Материал подготовлен Игониной Е.Е.

 

 


Просмотров: 275














Поиск по сайту

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ