Главная » Статьи » 

Махмуд Эсамбаев

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ТАНЦОР МАХМУД ЭСАМБАЕВ

Махмуд Эсамбаев научился танцевать прежде, чем ходить. Рано покинувшая этот мир мать Махмуда рассказывала родне: малыш был настолько подвижным, что просто не мог усидеть у нее на руках. Все время старался двигаться, словно танцуя. А уже в пять лет маленького Махмуда возили на ослике по сельским ловзарам (свадьбам) - в окрестностях не осталось ни одной свадьбы, где бы не танцевал малыш. Тогда он получил свой первый гонорар – конфетку.

Отец Махмуда Эсамбаева Алисултан всегда хотел, чтоб сын его выбился в люди. Но в силу танца не верил - считал хореографию занятием красивым, но в жизни не способным дать ничего полезного. Отец  хотел, чтобы его сын стал юристом.

Махмуд Эсамбаев не отказался от своей мечты идти к танцу, несмотря ни на какие запреты отца. Вопреки его воле, тайно посещал занятия в хореографическом кружке при грозненском дворце Культуры. И уже в пятнадцать лет стал танцором Государственного ансамбля песни и танца Чечено-Ингушской АССР.

Когда Махмуд принес домой первые немалые деньги, то отец подумал, что он их украл. Отец ходил к руководству труппы и потом долго возмущался: что за кривляние на сцене зарабатывают в пять раз больше, чем не разгибающие спины рабочие заводов.

После раннего ухода мамы Махмуда его отец женился на одесской еврейке Софье Михайловне. Весьма обожавшей своего приемного чеченского сына и звавшего ласково "Мойшей". Именно Софья Михайловна стала одним из тех людей, что поддержал Махмуда на его нелегком пути к большому танцу.

Как-то в школе Махмуда Эсамбаева, постоянно пропускавшего уроки ради танцевальных занятий, сурово отругала его учительница Дора Михайловна. Махмуд в сердцах тогда пообещал: когда-нибудь я Вас приглашу на свой концерт! Обещание свое сдержал - спустя много лет Дора Михайловна сидела в первом ряду на представлении бывшего ученика.

В Великую Отечественную Махмуд Эсамбаев, которому не исполнилось и двадцати лет, выступал на фронте перед бойцами. Не раз попадал под артобстрелы и бомбежки. Был однажды тяжело ранен в ногу. Доктора тогда говорили, чтобы Махмуд забыл о танцах навсегда. Но упорство и тяжелейшие упражнения помогли ему вернуться на сцену.

Однажды на гастролях в Колумбии он увидел народный «танец бамбука», а уже на следующий день исполнил его в концерте. Публика ликовала. Эсамбаев позже объяснил: случайно увидев на улице и запомнил рисунок, все движения.

Портрет Махмуда Эсамбаева как-то нарисовал сам Пикассо. Однако чеченцу сперва это изображение так не понравилось, что он чуть не разорвал холст в присутствии автора. Но потом решил оставить у себя и хранил картину дома. Позже портрет выкрали - судьба его остается неизвестной до сих пор.

Башкирский танец «Воин», таджикский «Танец с ножами», индийский «Золотой бог» и любимая лезгинка – это то, что его сделало мировой звездой. С не меньшим успехом он исполнял главные балетные партии в «Спящей красавице», «Лебедином озере», «Бахчисарайском фонтане»… Он дружил с Майей Плисецкой и Луи Армстронгом, обожал Клавдию Шульженко и цыганские песни.

Почти ежедневно занимался йогой и медитировал в позе лотоса. Ограничивал себя в еде. По утрам ел овсянку и выпивал полстакана чая. На вопрос журналистов: какая самая заветная мечта, отвечал: «Хоть один раз в жизни досыта наесться». Говорил, что танцовщикам приходится «поститься» каждый день. Мало спал. Мог лечь в половине пятого утра, а в половине седьмого уже встать. Приучил себя высыпаться за два-три часа.

Махмуд Эсамбаев объездил с гастролями весь мир. В отелях ему старались выделить самые лучшие номера. Но, как говорил сам танцор, настоящему чеченцу это не нужно. И потому он в роскошных гостиницах ложился спать не на шикарные кровати, а просто на пол, накинув какое-нибудь простое покрывало.

Махмуд Эсамбаев нередко получал от восхищенных поклонников весьма ценные подарки. Например, колумбийские ювелиры выковали для него огромный перстень с двумя кораблями на фоне океана. Махмуд носил это украшение до конца жизни.

В Индии Махмуду Эсамбаеву лично Индира Ганди подарила костюм, сплошь украшенный драгоценными камнями. Этот подарок артист отдал в грозненский музей.

В знаменитой ленте "Земля Санникова" Махмуд Эсамбаев исполнил роль злого шамана. Ибо создатели фильма пришли к выводу - необычное племя должны показать профессиональные танцоры. Махмуд Эсамбаев своими па буквально вводил в транс всю съемочную группу. Он сам поставил все пляски дикарей. А еще любил похулиганить и прямо в костюме шамана посещал магазины рядом с местами съемок, жутко пугая покупателей и продавцов.

Махмуд Эсамбаев всю жизнь гордился своей достойной каждого танцора невероятно тонкой талией. Даже в семьдесят лет он умудрялся сохранять осиную талию в 47-50 см.

Махмуд считал, что станет долгожителем как его отец, скончавшийся в 106 лет. Увы, здоровье великого мэтра танца подкосила война на родине. Уже в 1994-м году сгорела его грозненская квартира, погибли все награды и сценические костюмы, хранившиеся там в музеях. Сам Махмуд вынужден был поселиться в Москве, где ему подарил шикарную квартиру на Новом Арбате лично Юрий Лужков.

С именем Махмуда Эсамбаева связаны щедрые эпитеты, присвоенные ему восторженной публикой, искусствоведами, близкими и друзьями — «Паганини танца», «Чародей танца», «Бог танца», «Маршал танца», «Мыслитель в танце», «Шаляпин в танце», «Легенда ХХ века», «Звезда мировой величины».

Легендарный танцор ушел из жизни 7 января 2000 года, в 75 лет. Незадолго после окончания священного для всех мусульман месяца Рамадан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

1. Танцуют все!: клубные, бальные, восточные танцы / [Л. В. Браиловская и др.]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 251 с.
2. Краткий словарь танцев / [авт.-сост. Т. В. Летягова и др.]; под ред. А. В. Филиппова. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 272 с.
3. Лопухов, А. Основы характерного танца / А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров. - 3-е изд., стер. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2007. - 344 с.
4. Народные танцы / авт.-сост. О. В. Иванникова. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007. - 62 с. 
5. Пасютинская, В. Волшебный мир танца: кн. для учащихся / В. М. Пасютинская. - М.: Просвещение, 1985. - 223 с.
6. Захаров, Р. Слово о танце / Р. В. Захаров. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 159 с. 
7. Танцы народов мира: азия, Африка, Латинская Америка: в обраб. для аккордеона или баяна / сост. и обраб. А. Двоскина. - М.: Музыка, 1983. - 70 с. 
8. Баглай, В. Этническая хореография народов мира: учеб. пособ. / В. Е. Баглай. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 405 с. 
9. Балет, танец, хореография: крат. словарь танцев. терминов и понятий / сост. Н. А. Александрова. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2008. - 414 с. 
10. Барышникова, Т. Азбука хореографии / Т. К. Барышникова. - М.: Айрис-пресс: Рольф, 2001. - 262 с. 
 


Просмотров: 7














Поиск по сайту

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ