АКТРИСА ЛЮДМИЛА ЦЕЛИКОВСКАЯ
Детство
Людмила появилась на свет в обеспеченной семье, которая заботилась о культурном образовании ребенка. Отцом актрисы был известный дирижер, а матерью — оперная певица. По биографии родителей было понятно, что их дочь также захочет связать свою жизнь с миром творчества.
В детском возрасте девушка часто болела, так как местный климат негативно сказывался на ее здоровье. Врачи твердили родителям, что малышке вместе с семьей требуется переехать, и в 1925 году семья приняла решение перебраться в столицу России.
В школьные годы девушка посещала музыкальную школу по желанию своей матери. Она играла на фортепиано, но не могла освоить навыки из-за коротких пальцев. Сама Людмила в детском возрасте любила принимать участие в различных постановках. Она сама ставила сценки и представала в них в главных ролях.
Однажды она даже вышла на Тверскую площадь и прикинулась нищенкой, после чего заработала свои первые деньги. Способности девушки не могли быть не замечены ее мамой. Она отвела ее на прослушивание к актеру театра Вахтангова, который подтвердил, что у юной актрисы есть талант.
Образование
После получения аттестата Целиковская собрала документы и отнесла их в Щукинское училище. Она смогла с первого раза сдать вступительные испытания и пройти сложный конкурс от приемной комиссии. На экзамене она смогла рассмешить преподавателей, которые зачислили ее в ряды студентов.
Творчество
Творческая биография Людмилы Целиковской началась в студенческие годы. Она не только в то время вышла на сцену театра, но и стала сниматься в кино.
Первая роль досталась актрисе в 1939 году, когда она появилась в картине «Молодые капитаны» в образе Вали. В военные годы она радовала зрителей своим появлением на экране. За страшные годы войны она успела сняться в пяти картинах — «Антон Иванович сердится», «Сердца четырех», «Воздушный извозчик», «Иван Грозный» и «Близнецы».
В послевоенные годы ее карьера также успешно развивалась в кино. В 1946 году она появилась в фильме «Беспокойное хозяйство», снятом Михаилом Жаровым.
В 1948 году девушка снялась в фильме «Повесть о настоящем человеке», где сыграла Зиночку. В новом десятилетии Целиковская появлялась в работах «Мы с вами где-то встречались», «Попрыгунья» и «Много шума из ничего».
На протяжении почти 15 лет Людмила не появлялась в кино. Она постоянно выходила на сцену театра и радовала зрителей участием в постановках. В 1970 году актриса снялась в киноленте «Семья, как семья». Через 3 года с ее участием вышла работа «Он пришел», а еще через 3 года — «Дамы и гусары».
В 1977 году Людмила появилась в телефильме «Человек с ружьем». Ее имя не было указано в титрах, как и в следующей картине — «День-деньской». Через год актриса работала на съемочной площадке фильма «Однокашники». Позднее копилка ее ролей пополнилась работами «Лес», «Мистерия Буфф» и «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад».
В 1987 году вышли последние картины с участием актрисы. Людмила Целиковская поработала над картинами «Портрет» и «Репетитор», которые запомнились телезрителям.
Личная жизнь
Актриса смогла построить свою личную жизнь так же успешно, как и карьеру в кино. У нее постоянно была большая армия поклонников. У Людмилы Целиковской было несколько мужей.
Впервые артистка вступила в брак с однокурсником Юрием Алексеевым-Месхиевым. Они учились на момент свадьбы на втором курсе и были влюблены друг в друга. Вскоре влюбленность была развеяна бытовой жизнью. После года совместной жизни супруги подали на развод.
Вторым супругом Людмилы стал литератор Борис Войтехов. Пара отправилась в загс в 1939 году, когда мужчина смог покорить сердце девушки своими ухаживаниями. Через время пара рассталась, и артистка долго не могла построить семью с другими мужчинами.
В 1942 году Людмила познакомилась с Михаилом Жаровым, с которым работала на съемочной площадке. Он бросил ради девушки семью и поселился вместе с ней в гостинице.
На протяжении 5 лет супруги жили счастливо, но в конечном итоге расстались. Развод проходил довольно тяжело, и актриса понимала уже тогда, что так сильно, как Жаров, ее никто любить не сможет. Совместных детей у пары не было. В 1948 году Целиковская вступила в четвертый брак. Она влюбилась в архитектора Каро Алабяна и призналась, что любила его больше, чем остальных мужчин в своей жизни.
В 1949 году у пары появился ребенок. Своего сына супруги назвали Сашей. На тот момент Целиковская уже была в почтенном возрасте и боялась, что не сможет стать мамой. В 1950 году семью девушки затронула трагичная полоса. На ее супруга завели уголовное дело, в котором обвиняли мужчину в шпионаже. Каро был оправдан, поэтому смог отделаться от тюремного заключения. В 1959 году Алабян скончался. Причиной смерти стал рак.
В 1959 году, после смерти четвертого мужа, Людмила пришла в загс в пятый раз. Она вышла замуж за Юрия Любимова, который стал последним мужчиной в ее жизни. Они прожили вместе 16 лет и расстались по вине Юрия, который оказался неверным.
В 1989 году у Людмилы Целикоской обнаружили тяжелое заболевание. Она была направлена в больницу, где у нее диагностировали онкологию. 4 июля 1992 года великой актрисы не стало. Она была похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с четвертым супругом. Творчеству артистки посвящены документальные проекты «Одиночество любви», «Муза трех королей» и «Последний день».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
1. Вострышев, М. Чарующая Целиковская / М. И. Вострышев. - М.: Алгоритм, 2000. - 304 с.
2. Людмила Целиковская: [сборник]. - М.: Киноцентр, 1989. - 103 с.
3. Раззаков, Ф. Роковые женщины советского кино / Ф. И. Раззаков. - М.: Эксмо, 2013. - 352 с.
4. Великие кинозвезды ХХ века / [авт.-сост. И. И. Граблевская, И. Н. Чернякевич, О. М. Чернякевич]. - М.: Мартин, 2001. - 495 с.
5. Актеры советского кино. Виталий Коняев. - М.: Бюро пропаганды сов. киноискусства, 1969. - 11 с.
6. Мусский, И. Сто великих актеров / И. А. Мусский. - М.: Вече, 2002. - 527 с.
7. Кино: для тех, кто хочет всё успеть: [история кинематографа, знаменитые актеры и режиссеры, жанры, профессии, традиции, кассовые и культовые фильмы: 12+]. - Москва: Эксмо, 2019. - 128 с.
8. Советское актерское искусство, 50 - 70-е годы: [сб. статей] / ВНИИ искусствознания; [отв. ред. и авт. предисл. О. Н. Кайдалова]. - М.: Искусство, 1982. - 302 с.
9. Мастера театра и кино: [М. Астангов, М. Бабанова, Е. Евстигнеев, П. Луспекаев, Л. Орлова, В. Пашенная, Т. Пельтцер / сост. Б. М. Поюровский]. - М.: АСТ-пресс : АСТ-пресс книга, 2009. - 398 с.
10. Мусский, И. Сто великих отечественных кинофильмов / И. А. Мусский. - М.: Вече: Вече 2000, 2005. - 476 с. |