БИОГРАФИЯ КУЗЬМЫ ПЕТРОВА-ВОДКИНА
Ранние годы
Родился будущий художник в маленьком Хвалынске, что в Саратовской губернии. Родители его были людьми простыми: отец - сапожник, а мать, бывшая крепостная, работала служанкой у богатого купца. Особым образованием родители не отличались, однако мать была довольно одарённой женщиной, хорошо знала народную поэзию.
Как и многие дети из простых семей, Кузьма поступил в городское четырёхклассное училище, в котором учителя отметили сильную тягу к знаниям. Тогда же он познакомился с местными иконописцами, начал брать у них уроки и сам попробовал писать иконы.
В 14 лет Петров-Водкин уехал в Самару, где попытался поступить в Железнодорожное училище, но не выдержал экзамен. Тогда он попал в мастерскую известного художника Ф. Е. Бурова. С этих пор Петров-Водкин пытается основательно заниматься живописью, но Буров не смог качественно организовать обучение. Тем более что через два года художник умер.
Таким образом, раннее образование Кузьмы Петрова-Водкина было обрывочным, беспорядочным и поверхностным. Многими вещами он пытался овладеть самостоятельно, что не всегда получалось.
В юные годы он попробовал себя и на поэтическом поприще. Он встретился с Максимом Горьким, которому показал собственную религиозно-философскую поэму. Известный писатель жёстко раскритиковал начинающего поэта.
Годы творчества
С 1895 года Петров-Водкин учился изобразительному искусству в Петербурге, куда он попал благодаря знакомству с архитектором Р.Ф.Фельцером.
В Петербурге творческая биография живописца стремительно развивалась, пригодился опыт иконописи. Петров-Водкин создал эскиз Богородицы с младенцем для церковной апсиды Ортопедического института. Чтобы перевести эскиз иконы в керамику, художник отправился в Англию, на фабрику. Панно в майолике сохранилось до наших дней.
Затем Петров-Водкин перебрался в Москву, где его учителями стали знаменитые художники, в том числе В. А. Серов. Автор пользовался покровительством Мельцера и купцов Казариных, у которых работала служанкой его мать; однако он стремился к материальной независимости, поэтому достаточно рано принялся за работу. Он писал портреты на заказ, занимался художественным проектированием на производстве, давал уроки.
В 1902 году вместе с живописцами Уткиным и Кузнецовым Петров-Водкин расписывал одну из саратовских церквей. Однако росписи были уничтожены по решению местного правительства, поскольку были "неканоническими".
Благодаря столь плодотворной работе Петров-Водкин смог ездить за границу, где совершенствовал своё мастерство. Кроме того, в 1904 году, создавая внушительных размеров майоликовое панно для одной из петербургских церквей, он был отправлен в Лондон на керамическую фабрику "Дультон", где была завершена техническая часть работы.
В 1910 году Петров-Водкин обретает свой узнаваемый стиль, образцом которого была и знаменитая картина "Купание красного коня". Подобные работы художника (среди них были "Сон" и "Играющие мальчики") вызвали широкий общественный резонанс, но далеко не все современники оценили их по достоинству. Картины вызвали настоящий гнев Ильи Репина, который назвал Петрова-Водкина декадентом, "неучем" и "рабским подражателем неучам". Однако за художника заступились Александр Бенуа и Леон Бакст.
После Октябрьской революции Петров-Водкин переживает трудные годы, поскольку сама живопись в стране временно приходит в упадок. Но затем начинается новый период плодотворного творчества. Кроме того, с 1925 года картинами Петрова-Водкина заинтересовались европейские коллекционеры.
Личная жизнь
В Париже 27-летний Петров-Водкин встретил женщину, с которой прожил до конца дней. Мара – дочь владельца парижского пансиона – стала верной супругой Марией Федоровной. В мэрии французской столицы молодоженов расписали, а спустя 2 года, в 1908-м, они уехали в Россию. Дочь Елену жена родила Кузьме Ивановичу в 37 лет. На событие художник отозвался восторженно: «Я был наполовину человек, не испытав этого! Теперь мне есть для чего жить!».
Последние годы
Последние годы жизни были для художника самыми трудными. Он начал тяжело болеть. Тем не менее, к художнику весьма уважительно относится правительство. Он получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а также стал первым председателем созданного в 1932 году Союза советских художников (точнее - его Ленинградского отделения).
В 1928-м медики запретили Петрову-Водкину работать с красками: испарения вредили пораженным туберкулезом легким.
Кузьма Иванович перебрался из северной столицы в Детское Село, где его окружили знаменитые литераторы Алексей Толстой, Константин Федин и Вячеслав Шишков.
Не стало яркого представителя символизма и постимпрессионизма в середине февраля 1939 года. Судьба отмерила ему 60 лет, а причиной смерти стал туберкулез
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
1. Петров-Водкин, К. Хлыновск: моя повесть / К. С. Петров-Водкин; предисл. К. В. Шилова. - Репр. воспроизведение изд. 1930 г. - М.: Прогресс-Плеяда, 2008. - 348 с.
2. Петров-Водкин, К. Хлыновск: повесть: [для сред. и ст. возраста] / К. С. Петров-Водкин. - М.: Дет. лит., 1991. - 238 с.
3. Костин, В. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин: [альбом] / В. И. Костин; [сост. альбома и прилож. Н. А. Антонович]. - М.: Сов. художник, 1986. - 163 с.
4. Рисунки Петрова-Водкина [Изоматериал]: [альбом] / авт. вступ. ст. и сост. Ю. А. Русаков. - М.: Искусство, 1978.
5. Адаскина, Н. Петров-Водкин / Н. Л. Адаскина. - М.: Изобраз. искусство, 1970. - 40 с.
6. Кокшенёва, К. Самые знаменитые живописцы России / К. А. Кокшенёва. - М.: Вече, 2002. - 400 с.
7. Я познаю мир. Великие художники: энциклопедия: [для сред. шк. возраста / И. А. Андрианова]. - М.: Астрель: АСТ, 2006. - 397 с.
8. Эфрос, А. Профили: очерки о русских художниках / А. М. Эфрос; предисл. С. М. Даниэля. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 320 с.
9. Сто великих художников / Д. К. Самин. - М.: Вече: Вече 2000, 2005. - 478с.
10. История русского искусства: [учебник для сред. спец. учеб. заведений искусств и культуры / В. И. Плотников и др.; отв. ред. И. А. Бартенев, Р. И. Власова]; Акад. художеств СССР, Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изобраз. искусство, 1987. - 397 с. |