Главная » Статьи » 

Кружок любителей игры на балалайках

ПЕРВОЕ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ КРУЖКА ЛЮБИТЕЛЕЙ ИГРЫ НА БАЛАЛАЙКАХ

Василий Васильевич Андреев посвятил жизнь тому, чтобы «соединить фрак и балалайку»: именно он превратил балалайку в новый концертный инструмент. Он усовершенствовал её конструкцию. Провёл огромную работу по расширению репертуара. Создал «Школу для балалайки».

В конце концов, он сделал балалайку модной — на рубеже XIX-ХХ веков увлечение игрой на этом несложном инструменте стало повальным. Балалайке обучались школьники, гимназисты, военные — и даже семья императора Николая II (преподавал сам Андреев).

Через народное, родное звучание балалайки страна открывала саму себя.  Более того, благодаря деятельности Андреева и его оркестра русская народная музыка стала исполняться в крупнейших залах зарубежных стран.

Всемирно известный Государственный академический русский оркестр имени В. В. Андреева. Ранее — Императорский Великорусский оркестр. А при рождении, в 1888 году, он назывался совсем скромно — «Кружок любителей игры на балалайке». Хотя довольно быстро стало ясно: эти люди совершили революцию в музыкальной жизни страны.

В ходе первого концерта восемь музыкантов коллектива использовали четыре разновидности балалаек, что в сочетании с мастерством исполнителей произвело на зрителей огромное впечатление. Нужно сказать, что помимо мелодий русских народных песен: «Подружки», «Во пиру была», «Во саду ли, в огороде», «Камаринская», «Барыня» и других, прозвучавших в программе концерта, впервые публично было исполнено произведение, написанное самим Василием Андреевым — «Сводно-гвардейский марш».

Учениками Андреева уже после первых концертов были созданы в российской столице многочисленные кружки, но распространение балалайки практически ограничивалось Санкт-Петербургом. Все попытки Андреева организовать полноценные гастроли коллектива по России оказались безуспешными.

После первого концерта в зале Кредитного общества кружок отправился в гастрольное турне, в ходе которого посетил Москву, Курс, Орел, Тулу и Тверь. В будущем коллектив  ждали выступления и за рубежом: Андрееву удалось чопорное европейское общество заставить полюбить эмоциональность и простоту русской балалайки. Газеты публиковали восторженные рецензии на их концерты в Париже и других городах Франции.  Поклонниками балалайки стали французские музыканты К. Сен-Санс, Ж. Массне и Б. Годар. А Василию Васильевичу Андрееву было присуждено почетное звание члена Французской академии изящных искусств «за введение нового элемента в музыку».

Выдающийся французский композитор Массне писал об этих концертах: «Я слушал с громадным интересом Кружок русских балалаечников. Я в восторге от их талантов и звуков, которые они извлекают из своих столь живописных инструментов».

Эти поездки за границу превратились в настоящее триумфальное шествие: число поклонников Андреева стремительно росло, оркестры народных инструментов стали возникать повсюду.

Почти десять лет понадобилось кружку, чтобы превратиться в великорусский оркестр. В 1897 году премьера обновленного коллектива, состоявшего уже из 14 человек, состоялась в зале Дворянского собрания. К слову, Андреев пользовался высочайшим вниманием Царской Семьи. Во время одного из выступлений император Николай II подарил ему золотой портсигар, усыпанный бриллиантами. Еще более щедрым подарком стало присвоение Великорусскому оркестру в 1914-м звания «Императорский Великорусский оркестр», а Андрееву - звания «Солист Его Императорского Величества».

Сегодня «Кружок любителей игры на балалайках» вырос в Академический русский народный оркестр имени Андреева.

 

Интересно

  • На протяжении столетий балалайка не имела единой формы, она была круглой, треугольной, четырехугольной и с различным количеством струн.
  • Возраст самой старой балалайки – больше 120 лет. Ее можно увидеть в Музее балалайки в Ульяновске.
  • В филиале Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства – Шереметевском дворце – Музее музыки представлена наиболее обширная коллекция первых балалаек, созданных по чертежам Василия Андреева.
  • В царской армии считалось, что балалайка хорошо помогает солдатам переносить тяготы армейской службы. Всем солдатам выдавали балалайку, которую они по окончании службы оставляли себе. Это не только поднимало патриотический настрой и боевой дух солдат и офицеров, но и положило начало распространению балалайки: переезжая из одного города в другой и возвращаясь на родину, военные брали инструмент с собой и продолжали играть на нем на новом месте.
  • В 2008 году японский балалаечник Сё Китагава победил на международном конкурсе в Екатеринбурге, став первым иностранным музыкантом-победителем в номинации «Русская национальная музыка». За пределами России балалайка популярна не только в Японии: виртуозы-балалаечники и ансамбли, имеющие в своем составе балалайки, есть также в странах Скандинавии, США, Аргентине, Дании, Великобритании.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

1. Пересада, А. Балалайка/ А. И. Пересада. - М. : Музыка, 1990. - 61 с.
2. Боффи, Г. Большая энциклопедия музыки: пер. с ит. / Г. Боффи. - М. : АСТ : Астрель, 2007. - 412 с.
3. Энциклопедия для детей. - М. : Аванта+, 1996 - . Т. 7. Ч. 3. Музыка, театр, кино. - 2001. - 624 с.
4. Должанский, А. Краткий музыкальный словарь/ А. Н. Должанский. - 6-е изд., испр. - СПб. : Лань, 2003. - 447 с.
5. Рапацкая, Л. История русской музыки: от древней Руси до "Серебряного века": для вузов / Л. А. Рапацкая. - М. : Владос, 2001. - 383 с.
6. Камаев, А. Народное музыкальное творчество: учеб. пособие для вузов / А. Ф. Камаев, Т. Ю. Камаева. - М. : Академия, 2005. - 304 с.

 

Материал подготовлен Катьяновой М.Н.

 


Просмотров: 344














Поиск по сайту

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ