ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО КОНСТАНТИНА ЕГОРОВИЧА МАКОВСКОГО
Константин Егорович Маковский родился 2 июля 1839 года в Москве. Его отец Егор Маковский был одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, членом Московского художественного общества, коллекционером живописи. Константин Маковский писал о нем: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу». Мать будущего портретиста, певица Любовь Молленгауэр преподавала в Московской консерватории.
В семье, кроме Константина Маковского, было еще четверо детей. Все они с раннего возраста учились рисовать под руководством отца. Любовь Молленгауэр занималась с детьми музыкой. Будущий художник умел играть на фортепиано и петь. Когда Константину Маковскому было 12 лет, он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1858 году Маковский окончил училище и поступил в натурный класс Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. С первых лет учебы он участвовал в выставках с картинами на исторические темы: «Исцеление слепых» и «Агенты Димитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова».
К 1863 году Маковский вошел в список лучших студентов Академии художеств. Среди них ежегодно устраивали конкурс на большую золотую медаль. Выпускнику Академии, который получал эту награду, государство назначало денежное пособие и в течение шести лет оплачивало жизнь и работу в Италии.В 1863 году Маковский вступил в Артель художников. Эта организация стала первым в России независимым объединением живописцев. Илья Репин вспоминал: «Артель художников — нечто вроде художественной фирмы, мастерской и конторы, принимающей заказы с улицы, с вывеской и утвержденным уставом». Ее возглавил Иван Крамской. Он хотел создать трудовую коммуну художников вроде той, что была описана в романе Николая Чернышевского «Что делать?». Члены Артели художников сняли квартиру, в которой совместно проживали, сдавали в нее деньги — 10% от каждой лично выполненной работы, 25% — от созданной совместно с другими членами организации. В 1860-х Маковский писал сцены из жизни петербургских горожан. К его работам в этом жанре относятся «Вдовушка», «Селедочница» и «Маленькие шарманщики».
Художник часто получал заказы от представителей петербургской знати и быстро стал популярным. Он зарабатывал так много, что смог снять мастерскую недалеко от Дворцовой площади, а вскоре вышел из Артели художников.
В 1869 году Маковский создал полотно «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». Критик Владимир Стасов писал о ней: «Весь Петербург гуляет и улыбается на морозе при розовых отблесках зимнего солнца. Тут и франт, и оборванные мальчишки; купчихи и балаганные актеры в плохих трико, чиновники, любующиеся на паяцев, мастеровые, толсто хохочущее мужичье и дамочки в шикарных шляпах, солдаты и продавцы орехов и стручков». За эту картину Маковский получил звание профессора Академии художеств.
В 1870 году Константин Маковский вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. Среди целей этой организации были «облегчение для художников сбыта их произведений» и «развитие любви к искусству в обществе».
В 1870-х Маковский много путешествовал по России. После поездки в Тамбовскую губернию он написал картину «Дети, бегущие от грозы». В одной из деревень он встретил девочку, внешность которой показалась ему интересной. Художник попросил ее позировать для полотна. Девочка согласилась, но в нужный день не пришла. Маковскому рассказали, что накануне она пошла в лес с младшим братом, попала под сильный ливень, промокла и заболела. Художник рисовал ее по памяти.
Ездил Маковский и за границу. Под впечатлением от путешествия в Египет он создал картины «Перенесение священного ковра в Каире», «Болгарские мученицы», «Дервиши в Каире». Полотно «Болгарские мученицы» на одной из выставок в Санкт-Петербурге увидел император Александр II. Он впечатлился работой до слез.
В 1877 году началась русско-турецкая война. Несколько месяцев Маковский провел на Балканах, где наблюдал за боевыми действиями. Там же находился художник Василий Верещагин, который делал зарисовки сражений. Маковский же больше интересовался бытом местных жителей, историей Балкан.
В 1879 году картину Маковского «Русалки» представили на 7-ой Передвижной выставке. Там ее увидел и приобрел для Эрмитажа Александр II. Вскоре император заказал художнику свой портрет. Маковский закончил его в 1881 году. Это был третий из созданных им портретов императора: предыдущие два он написал в 1860-х годах, для русского посольства в Лондоне и для Московской канцелярии. В 1880-х Маковского стали называть «придворным живописцем». Портреты у него заказывали представители самых знатных дворянских родов — Строгановы, Юсуповы, Волконские. Художник вспоминал: «Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей».
В 1880-х Маковский увлекся историей и коллекционированием. Он собирал старинные вещи: украшения, одежду, статуэтки, предметы быта. Часть из них живописец использовал в качестве реквизита для картин «Маленький антиквар» и «В мастерской художника». На обоих полотнах он написал и своего сына Сергея.
В это же время Маковский часто устраивал персональные выставки. Основной темой работ этого времени стали эпизоды из истории России. Художник изображал бояр XV–XVII веков, намеренно переодевал своих заказчиков в старинные костюмы. К этому периоду относятся картины «Боярыня у окна», «Боярышня», «Боярский свадебный пир». Последнее полотно хотел купить для своей галереи коллекционер Павел Третьяков. Однако Маковский попросил за него 20 тысяч рублей. Третьяков решил, что это слишком дорого, и отказался.
В итоге художник продал «Боярский свадебный пир» американскому коллекционеру, который заплатил за картину в три раза больше. В 1880-х и 1890-х Маковский несколько раз бывал в США. Там его картины хорошо продавались. Увлечение русской историей отразилось и в других картинах Маковского: «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем», «Смерть Ивана Грозного» и «Поцелуйный обряд». Критики отмечали в этих работах точность цветопередачи, внимание к деталям. Маковского называли «певцом эпохи». Он прописывал даже мелкие детали на своих полотнах, элементы одежды и декора. На Всемирной выставке в 1889 году живописец получил золотую медаль за свои работы, а вскоре ему вручили кавалерский крест ордена Почетного Легиона — одну из главных наград Франции, которую вручают за особые заслуги перед этим государством.
В 1890-х Константин Маковский купил мастерскую в Париже и проводил там много времени. В Россию художник вернулся только в начале 1900-х.
В 1901 году в Конногвардейском манеже в Петербурге открылась вторая выставка Петербургского общества художников. Ее создали в 1890 году члены Академии художеств. На выставке Маковский показал свою патриотическую картину «Минин на Нижегородской площади». Публицист Владислав Артемов писал: «На огромном холсте художник развернул героическую сцену, воскрешая славное прошлое русской земли».
В 1905 году по просьбе императорской семьи он изобразил третью дочь Николая II, великую княжну Марию. В эти же годы живописец создавал пейзажи, портреты девушек в национальных костюмах, зарисовки из семейной жизни, в том числе картину «Оленька и Коля на крыльце дачи». В 1915 году Маковский стал одним из учредителей Общества возрождения художественной Руси. Среди целей этой организации было «распространение в русском народе широкого знакомства с древним русским творчеством». Члены Общества выпускали открытки с памятниками древнерусского зодчества, выступали за чистоту русского языка от иностранных заимствований. Спустя несколько месяцев Константин Маковский попал в аварию. На углу Садовой улицы и Невского проспекта в его экипаж врезался трамвай. Художник упал и сильно ударился головой. Маковскому сделали операцию, однако его сердце не выдержало. 30 сентября 1915 года художник умер.
Похоронили Константина Маковского на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. О похоронах Сергей Маковский писал: «Последнее свидание с отцом у его гроба запечатлелось навсегда, может быть — как самое значительное событие жизни. Я не отдавал себе отчета прежде, до какой степени близок ему».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
- Андрианов, И. А. Я познаю мир. Великие художники: энциклопедия / И. А. Андрианова. - М. : Астрель : АСТ, 2006. - 397 с.
- Эфрос, А. М. М. Профили: очерки о русских художниках / А. М. Эфрос. - СПб. : Азбука-классика, 2007. - 320 с.
- Самин, Д. К. Сто великих художников / Д. К. Самин. - М. : Вече : Вече 2000, 2005. - 478 с.
- Константин Маковский, 1839 - 1915: альбом. - СПб. : Золотой век, 2014. - 104 с.
- Комарова, И. И. Художники: крат. биогр. слов. / И. И. Комарова. - М. : РИПОЛ классик, 2003. - 510 с.
- 1000 картин великих художников: книга-альбом. - М. : БММ, 2007. - 543 с.
- Русские художники, скульпторы, архитекторы / Т. Ю. Кравченко. - М. : АСТ : Астрель , 2007. - 414 с.
- Ушакова, О. Д. Великие художники: справ. школьника / О. Д. Ушакова. - СПб. : Литера, 2007. - 96 с.
- Русские художники от "А" до "Я". - М. : Слово, 1996. - 216 с.
- Верещагина, А. Г.Художник. Время. История : (очерки русской живописи XVIII - начала ХХ века) / А. Г. Верещагина. - М. : Искусство, 1973. - 130 с.
- Голубева, Э. И. Беседы о русских художниках: вторая половина XIX века / Э. И. Голубева. - Л. : Учпедгиз. Ленингр. отд-ние, 1960. - 242 с.
- Иванов, А. Б. Рассказы о русских художниках / А. Б. Иванов. - М. : Просвещение, 1988. - 123 с.
- Картины русских художников в музеях СССР [Изоматериал] : [репродукции]. - М. : Изобраз. искусство, 1982. - 16 с.
Материал подготовил: Сметков В.В. |