ПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ ОЛЕША
Юрий Карлович Олеша родился 3 марта 1899 года в Елисаветграде (ныне — Кировоград, Украина) в обедневшей дворянской семье. Отец, разорившийся польский дворянин, был акцизным чиновником. Благодаря матери атмосфера в семье была проникнута духом католицизма.
В 1902 году семья переехала в Одессу. Насыщенная культурная жизнь города способствовала воспитанию будущего писателя. Еще учась в гимназии, Олеша начал писать стихи. Стихотворение «Кларимонда» (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник». По окончании гимназии в 1917 году поступил в университет, где в течение двух лет изучал юриспруденцию. В Одессе двадцатилетний Олеша вместе с В. Катаевым, Э. Багрицким, И. Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов», а также был одним из самых активных сотрудников «Бюро украинской печати».
В годы Гражданской войны Юрий Олеша оставался в Одессе, где в 1919 году пережил смерть любимой сестры Ванды. В 1921 году уехал из голодной Одессы в Харьков, где работал журналистом и печатал стихи в периодической печати. В 1922 году родители Олеши получили возможность эмигрировать в Польшу, но сам Юрий остался и переехал в Москву, где работал в железнодорожной газете «Гудок», с которой в то время сотрудничали М. Булгаков, В. Катаев, И. Ильф, Е.Петров и другие писатели. Тогда его стихотворные фельетоны, выходившие под псевдонимом «Зубило», почти каждый день печатались в «Гудке». Работая в газете, он много ездил, повидал многих людей, накопил большой запас жизненных наблюдений. Фельетонист «Зубило» очень помог писателю Олеше.
В тоже время Юрий Олеша начал писать свое первое прозаическое произведение – роман-сказку «Три толстяка», ночуя в редакции, на листах газетной бумаге. Написал за восемь месяцев. Его музой стала 13-летняя девочка Валя Грюнзайд. Он увидел ее на балконе, читающей Андерсена, и влюбился. Когда вырастет, она прочтет мою книгу и станет моей женой — решил писатель. Но замуж она вышла не за Олешу, а за Евгения Петрова. Женой Олеши стала Ольга Суок, которой автор и посвятил свою сказку.
В 1924 году Олеша дописал «Трех толстяков» (опубликовал в 1928 году, иллюстрации М. Добужинского). Сказка была проникнута романтическим отношением автора к революции. Восприятие революции как счастья свойственно в «Трех толстяках» всем положительным героям – циркачке Суок, гимнасту Тибулу, оружейнику Просперо, доктору Гаспару Арнери. Сказка вызвала огромный читательский интерес и одновременно скептические отзывы официальной критики («призыва к борьбе, труду, героического примера дети Страны Советов здесь не найдут»). Дети и взрослые восхищались фантазией автора, своеобразием его метафорического стиля. В 1930 году по заказу Художественного театра Олеша сделал инсценировку «Трех толстяков», которая до наших дней успешно идет во многих театрах мира. Роман и пьеса переведены на семнадцать языков. По сказке Олеши поставлен балет и художественный фильм.
В это же время писатель публикует в журнале «Красная новь» роман «Зависть» (1927), который вызвал полемику в печати. Главный герой романа, интеллигент, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал героем времени, своеобразным «лишним человеком» советской действительности. В противоположность целеустремленному и успешному колбаснику Андрею Бабичеву, неудачник Кавалеров не выглядел проигравшим. Нежелание и невозможность преуспевать в мире, живущем по античеловечным законам, делали образ Кавалерова автобиографическим, о чем Олеша написал в своих дневниковых записях. В романе «Зависть» Олеша создал метафору советского строя – образ колбасы как символ благополучия. В 1929 автор написал по этому роману пьесу «Заговор чувств».
Автобиографичен и образ главной героини пьесы «Список благодеяний» (1930) актрисы Елены Гончаровой. В 1931 году переделанную по указанию цензуры пьесу начал репетировать Всеволд Мейерхольд, однако спектакль вскоре был запрещен. «Список благодеяний» фактически был «списком преступлений» советской власти, в пьесе было выражено отношение автора к окружающей его действительности.
В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша писал пьесу, в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички «писатель». Попытка выразить это ощущение была сделана Олешей в его речи на Первом съезде советских писателей. Пьеса о нищем не была завершена. По сохранившимся черновикам режиссер М. Левитин поставил в 1986 в московском театре «Эрмитаж» спектакль «Нищий, или Смерть Занда».
В 1931 году вышел сборник «Вишневая косточка», объединивший рассказы Олеши разных лет. Киноповесть «Строгий юноша» была опубликована в 1934 году, после чего имя Олеши встречалось в печати только под статьями, рецензиями, заметками, очерковыми зарисовками, иногда — рассказами. Он написал воспоминания о современниках (В. Маяковском, А. Толстом, И. Ильфе и др.), этюды о русских и зарубежных писателях, чье творчество особенно ценил (Стендале, Чехове, Марке Твене и др.).
В дальнейшем Олеша не писал цельных художественных произведений. О том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы.
В годы репрессий Юрий Олеша чудом избежал ареста. В 1936 году на публикацию произведений Олеши и упоминание его имени в печати был наложен запрет, снятый властями только в 1956 году, когда была издана книга «Избранные сочинения», а также переизданы «Три толстяка».
Во времена отлучения Олеша работает сценаристом. Виктор Шкловский, разбирая бумаги автора, нашел завязки для более трехсот пьес. Но вышли только три фильма. Также по сценариям Олеши были поставлены фильмы «Болотные солдаты» и «Ошибка инженера Кочина»; для театра им. Е. Вахтангова Олеша инсценировал роман «Идиот».
В годы войны Олеша был эвакуирован в Ашхабад, затем вернулся в Москву. Писатель с горечью называл себя в послевоенные годы «князем «Националя», имея в виду свой образ жизни. «Невроз эпохи», который остро ощущал писатель, выразился в неизлечимом алкоголизме. Тематика его дневников в 1950-е годы очень разнообразна. Олеша писал о встречах с Пастернаком, о смерти Бунина, об Утесове и Зощенко, о собственной ушедшей молодости, о гастролях «Комеди Франсез» в Москве и т.д. Главным делом в последний период жизни считал работу, которую вел изо дня в день, придумав условное название «Ни дня без строчки», предполагая позднее написать роман.
Книга «Ни дня без строчки. Из записных книжек» собрана из записей Юрия Олеши Виктором Шкловским и опубликована после смерти писателя в 1965 году. В 1999 году вышло дополненное издание под названием «Книга прощания» (1999). Эта книга необычна. Это и автобиография, и размышления автора о себе и о происходящем вокруг. Он так и объяснял, что должен писать, поскольку он писатель, но именно этого ему и не дают делать.
Жизнь Юрия Олеши сократило пагубное пристрастие к выпивке. Незадолго до смерти литератор, в карманах которого гулял ветер, спросил у коллег, каких он похорон удостоится. Ему ответили, что в последний путь проводят по высшей категории. С горькой иронией Олеша спросил, нельзя ли провести по низшей категории, а разницу отдать деньгами сейчас.
Умер литератор весной 1960 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище. Место отвели по «высшей категории» – в первом ряду первого участка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИХ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
1. Олеша, Ю. Три Толстяка / Юрий Олеша. - М.: Самовар, 2011, 2015. - 144 с.
2. Олеша, Ю. Три Толстяка : повесть / Ю. К. Олеша. - М.: Мир искателя, 2002. - 158 с.
3. Олеша, Ю. Зависть. Три Толстяка. Рассказы: критика и комментарии, темы и планы сочинений, материалы для подгот. к уроку / Ю. К. Олеша. - М.: АСТ: Олимп, 1999. - 512 с.
4. Олеша, Ю. Избранное / Ю. К. Олеша; [предисл. В. Шкловского; примеч. В. Бадикова]. - М.: Правда, 1983. - 639 с.
5. Олеша, Ю. Зависть: [роман]; Три Толстяка: [роман-сказка: 12+] / Юрий Олеша; [сопроводит. статья Аллы Боссарт]. - М.: Время, 2018. - 320 с.
6. Олеша, Ю. Зависть. Три Толстяка. Ни дня без строчки / Ю. К. Олеша; [вступ. ст. В. Шкловского]. - М.: Художеств. лит., 1989. - 493 с.
7. Голубков, М. Русская литература XX века: учеб. пособ. для абитуриентов / М. М. Голубков. - М.: Аспект-пресс, 2003. - 286 с.
8. Шедевры русской литературы XX века. Проза: антология. т. 1. - М.: Глобус, 2002. - 752 с.
9. Буслакова, Т. Русская литература XX века: учеб. минимум для абитуриента / Т. П. Буслакова. - 2-е изд., испр. - М.: Высш. школа, 2003. - 413 с.
10. Трубина, Л. Русская литература XX века: учеб. пособие для поступающих в вуз / Л. А. Трубина. - М.: Флинта: Наука, 1998. - 336 с. |