ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ЯНА НЕРУДЫ
Он вступил в литературу в 50-е годы прошлого века. Демократическая революция 1848 года была разгромлена, политическая жизнь парализована, дух молодежи подавлен. В школах и в учреждениях господствовал немецкий язык, уничтожалась даже память о былой самостоятельности чешского народа, любое проявление свободомыслия душилось в самом зародыше.
В такую атмосферу вторглись нерудовские стихи. Его первая книга под названием «Кладбищенские цветы» вышла в 1858 году и обнажила перед современниками, которым убогая тогдашняя чешская литература наивно являла жизнь в образах дивных парков, «гордых блистаньем красок прелестных, полных напевами пташек небесных»,- совершение иную действительность: кладбище, смерть, нищету, неуверенность в завтрашнем дне, трагизм существования.
У Яна Неруды, родившегося 9 июля 1834 года, сына отставного солдата, владельца мелочной лавки, и служанки, неутолимая жажда жизни постоянно наталкивалась на преграды, воздвигнутые нищетой, неудовлетворенными желаниями, разбитой любовью и безнадежными национальными, политическими, социальными условиями того времени.
В мрачных, но конкретных и точных образах Неруда изобразил человека, влачащего нищенское существование. Неруда одним из первых среди чешских поэтов увидел эту тяжкую повседневную борьбу «с суровой действительностью». Он высмеял «непорочную» литературу, которая, утопала в истории, стыдливо отворачиваясь при этом от насущных проблем жизни и мира. Его ирония и язвительный ум разрушили неприкосновенные представления о вечности, о вере и невинности. Его искрометный дух постигал противоречивые свойства человеческой натуры и любых человеческих устремлений.
Ян Неруда ввел в чешскую поэзию грубую конкретную реальность и грубую конкретную поэтическую речь, берущую начало у истоков народной разговорной речи, народной образности и юмора, и тем самым пробил огромную брешь в условно-романтической поэтической речи того времени.
Вскоре он встал во главе нового литературного поколения.
В 1859 и 1860 годах им была написана большая часть стихов, составивших сборник «Книги стихов», который увидел свет в 1858 году.
Этот сборник программной поэзии; они воссоздают широкую картину социальной и национальной жизни, увиденной глазами прогрессивно настроенного писателя.
Ян Неруда все более тесно начал сотрудничать с газетами и стал журналистом. Но и как журналист он своей образованностью, профессиональной честностью, характером и умением превосходил остальных австрийских и чешских журналистов. Хотя по должности Неруда числился просто фельетонистом, он очень часто вторгался в область политики, воюя с немецкими шовинистами, чешскими клерикалами и реакционерами. Это обеспечило ему симпатии простых читателей, но в официальных чешских кругах он приобрел множество врагов.
«Космические песни» (1878) вышли десять лет спустя после публикации «Книги стихов».
В сборнике Неруда восславил венец творения – человека, покорителя природы,- и открыл тем самым перед своим пародом новые горизонты. Неруда отточил и испробовал свой юмор и на космических сюжетах («Лягушки в луже собрались…»). В этих стихотворениях не только рассыпаны отдельные перлы; все стихи здесь овеяны дыханием большой поэзии.
О облака, вы лебеди седые!
Вы письмена несете золотые;
На небесах, осенних и печальных,
Летите вы в нарядах погребальных,
Несете мертвых вздохи и страданья
И нерождениых первое дыханье.
Вы – прошлое и будущее мира.
В последующие годы изоляция Неруды становится все более полной. Вместо дальних путешествий за границу он теперь ездит лишь ненадолго за город. Из многочисленных друзей остались у пего лишь оперный певец Йозеф Лев и венский журналист В.-К. Шембера.
Однако судьба развела его и с ними, и Неруда очутился в полном одиночестве. Ян Неруда, воскресив в памяти годы молодости, революции 1848 года, встречи с чешской природой и людьми, создал «Баллады и романсы» (1883), книгу, полную света, тепла, юмора, мудрости и веры в простой чешский народ. Эта книга является своего рода художественной антитезой убогой жизни того времени. После долгих блужданий по просторам земли и среди звезд поэт обрел себя на родине, дома, в себе самом. С тонким поэтическим чувством и с огромным поэтическим мастерством он передал в новой книге трагизм человеческих судеб и трагизм смерти; с неповторимым юмором показал он и светлый лик жизни, запечатлел самобытность национального чешского характера.
Поэт прожил жизнь, исполненную страстей, пылких чувств, он обладал глубокой восприимчивостью и огромной интеллектуальной силой. Это роднит его с великими художниками Ренессанса. Большую часть жизни он, однако, прожил в нищете и самоограничении, как аскет, посвятивший всего себя лишь избранному делу. Его творческое наследие велико, глубоко человечно и по духу очень национально. О Неруде можно повторить все то, что говорит его герой Бушек из Вильгартиц о чешском народе:
Народ наш с большою,
Немного суровой, особой душою,
Особой своей красотою цветет.
Существенную часть творчества Неруды составляет его художественная проза и публицистика. Он работал в газетах с первых шагов в литературе и закончил свою литературную деятельность также на страницах газет. Сначала он сотрудничал в пражских немецких газетах «Tagesbote aus Boehmen» и «Prager Morgeiipost», где помещал статьи о новых книгах, театральных премьерах и иных событиях культурной жизни.
Очерки и фельетоны Неруды зачастую переходили в рассказ. Некоторые факты или проблемы он переносил из публицистики в поэзию. Рассказы 50-60-х годов Неруда собрал в книге «Арабески» (1864). Это первая книга его прозы и составили ее произведения различных форм: фельетоны, очерки, легенды, рассказы в форме писем и дневника.
Вершиной нерудовской прозы являются «Малостранские повести» (1878), которые принадлежат к лучшим образцам чешской прозы XIX столетия. Это произведение, так же как и появившийся пятью годами позже стихотворный сборник «Баллады и романсы», создано в годы творческого подъема. Неруда писал «Малостранские повести» как воспоминания, когда после смерти матери переселился с Малой Страны в другой квартал Праг. Оторвавшись от хорошо знакомой среды, Неруда смог более зорко разглядеть человеческие фигурки. Он хотел их изобразить в типических ситуациях, во взаимоотношениях друг с другом. Рядом с этой надменной и вместе с тем раболепной верхушкой общества показаны простые люди из народа, наделенные человеческой гордостью, отзывчивостью и пониманием чужого горя. Черты их характера особенно остро проявляются во время таких событий, как похороны и свадьба в доме.
После издания «Малостранских повестей» Неруда не обращался более к художественной прозе, посвятив себя исключительно работе газетной. В последние годы жизни он страдал от приступов тяжкой болезни, от которой и умер 22 августа 1891 года в возрасте пятидесяти семи лет. При большом стечении народа поэт был похоронен на Вышеградском кладбище.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
1. Неруда, Я. Малостранские повести: пер. с чеш. / Я. Неруда. - [Совмест. изд.]. -М.: Художеств. лит.; Прага: Одеон, 1986. - 237 с.
2. Неруда, Я. Стихотворения. Рассказы. Малостранские повести. Очерки и статьи: пер. с чешского / Я. Неруда. - М.: Художеств. лит., 1975. - 488 с.
3. Чешская новелла XIX - начала XX века: пер. с чеш. / [сост. и вступ. ст. А. Соловьевой]. - Л.: Художеств. лит., 1987. - 526 с.
4. Чешская и словацкая книга эпохи национального возрождения (конец XVIII в. - 1878 г.) в фондах ГПИБ России: каталог коллекции / Гос. публичная историческая б-ка России; [сост. Н. М. Пашаева ; ред. М. Д. Афанасьев]. - М : ГПИБ России, 2010. - 170 с.
5. Бернштейн, И. Чешский роман ХХ века и пути реализма в европейских литературах / И. А. Бернштейн; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1979. - 304 с.
6. Чешские и словацкие народные сказки: пер. с чеш. и словац. / [сост. и примеч. И. Ивановой]. - М.: Художеств. лит., 1990. - 477 с.
7. Зарубежная литература средних веков: [хрестоматия]: учеб. пособие для филол. спец. пед. ин-тов: в 2-х вып. Вып. 2. Немецкая, испанская, итальянская, английская, чешская, польская, сербская, болгарская литературы / сост. Б. И. Пуришев. - М.: Просвещение, 1975. - 399 с.
Материал подготовлен Игониной Е.Е. |