Главная » Статьи » 

Игорь Моисеев

ХОРЕОГРАФ ИГОРЬ МОИСЕЕВ

Детство и юность

Родился Игорь Моисеев 21 января 1906 года в Киеве в семье обедневшего дворянина. Его отец Александр Михайлович вел юридическую практику, в совершенстве владел французским языком и часто посещал Париж, где и познакомился с будущей женой и матерью Игоря — Анной Александровной Грэн. По профессии она была модисткой.

Так как Александр Михайлович работал в Киеве, супруги решили перебраться жить туда. Но вскоре после рождения единственного сына его посадили в тюрьму за крамольные высказывания в сторону властей. В это время мать увезла мальчика в Париж и устроила его в пансион. А сама вернулась в Россию, чтобы вызволить мужа из заключения.

Жить в пансионе мальчику было непросто. Он был на 2 года младше остальных детей и часто подвергался нападкам с их стороны. Да и воспитатели не учитывали его возраст, предъявляя к нему те же требования, что и к старшим ребятам. Например, наказывали, запирая в темной комнате. Как только в Киеве отца оправдали и освободили из тюрьмы, мать забрала Игоря и вернулась с ним в Россию, в Москву.

Александр Михайлович боялся, что на сына пагубно повлияет улица, поэтому старался его заинтересовать историей, восточной культурой. Мать учила Игоря музыке и рисованию. Когда Моисееву исполнилось 14 лет, отец решил отдать его в балетную студию. Подросток брал уроки балета у Веры Ильиничны Масоловой — бывшей балерины Большого театра.

Уже через 3 месяца преподавательница посоветовала Игорю поступить в хореографический техникум Большого театра. Женщина была уверена, что воспитанник должен учиться именно там, и никакие вступительные экзамены ему не страшны. Действительно, его без проблем зачислили в класс главного балетмейстера Большого театра Александра Горского.

В это время семья Моисеевых жила крайне бедно. Отец зарабатывал на жизнь тем, что преподавал французский язык, а мать бралась за любую предложенную ей работу, чаще всего перешивала старые вещи. Денег катастрофически не хватало. Игорь отощал и на фоне худобы стал болеть. По этой причине юноша был вынужден пропустить учебный год, хотя пророчили ему окончание техникума на год раньше положенного.

В итоге Моисееву было 18, когда его взяли в труппу Большого театра. Первые роли артиста были малозаметными, он танцевал в массовке за соответствующую зарплату. Получив первые деньги, молодой человек сразу же отправился в магазин и купил новый чайник. Старый чайник семьи уже давно исхудал и постоянно тек, приходилось каждый раз его замазывать оконной затиркой. Покупка вызвала гордость и ликование родителей.

Балет

Вскоре в театр пришел новый балетмейстер Касьян Голейзовский. Его постановки вызвали бурные дискуссии в коллективе: возмущались и по поводу оформления спектаклей, и из-за новизны пластики, да и выбранная тема — конфликт между личностью и властью — многих пугала. Некоторые ведущие исполнители просто отказывались от работы с Голейзовским, поэтому в основном в его постановках танцевали молодые артисты.

Сначала главная партия в спектакле «Легенда об Иосифе Прекрасном» была отдана Василию Ефремову. Игорю Моисееву была отведена главная роль во втором составе. Но по причине болезни Ефремова основную партию стал танцевать Игорь Александрович. Позже ему досталась партия солиста и в балете «Теодолинда».

Но тут произошло непредвиденное. Моисееву пришлось пойти против воли руководства театра и заступиться за Голейзовского. По этой причине танцовщика сначала уволили, вскоре восстановили, но партий не давали. Целый год Игорь Александрович был без работы. Опала завершилась случайно. Партнер примы-балерины Екатерины Гельцер надорвал спину, ему срочно искали замену. Выбрали Игоря Моисеева.

Однако творческий простой заставил артиста задуматься. Если раньше он считал, что весь мир крутится вокруг танцев, то теперь он мечтал сам ставить спектакли. В 1926 году Игорь Александрович вместе с режиссером Рубеном Симоновым поставил балет «Красавица с острова Лю-Лю». Премьера стала ярким событием для московской публики.

А спустя год ему поступило предложение выступить постановщиком балета «Футболист» на сцене Большого театра. На тот момент ему было 24 года. Стать балетмейстером в такой ранней молодости считалось неслыханной дерзостью.

Хореограф Игорь Моисеев

В 1937 году Моисеев организовал первый в стране Государственный академический ансамбль народного танца (ГААНТ), в 1943-м открыл при нем школу-студию. Позже по его примеру коллективы народного танца были созданы в советских республиках и за границей.

Еще при жизни Моисееву удалось стать легендой. Он объединил страны и континенты. С каждых гастролей он привозил новый танец: югославскую дзюрдевку, аргентинский гаучо, венесуэльский хоропо, создал целую сюиту из мексиканских народных танцев.

Постановщик не боялся напоминать публике о забытых корнях не только в России, но и в других странах. В Голландии ему рукоплескали стоя, а местная газета после концерта написала, что русские танцуют как дьяволы. Ансамбль Моисеева ждали во Франции, Китае, Италии — любое выступление проходило при аншлаге.

После Игоря Александровича остался целый музей премий и наград. Это и не удивительно, ведь Моисеева смело можно назвать первооткрывателем — именно он создал и развил собственный танцевальный жанр — сценический народный танец.

Личная жизнь

Даже личная жизнь Моисеева не выходила за рамки танца. Игорь Александрович был трижды женат. Первой его супругой стала прима Большого театра Нина Борисовна Подгорецкая. Их отношения продлились недолго и в итоге закончились разводом.

Второй женой балетмейстера стала Тамара Алексеевна Зейферт — танцовщица, заслуженная артистка РСФСР. Она была младше Игоря Александровича на 10 лет. В браке у них родилась дочь Ольга.

Девочка решила пойти по стопам родителей и тоже подалась в балет, где добилась больших успехов. Ее сын Владимир — внук Игоря Моисеева — также связал свою жизнь с танцем. Он солист Большого театра и создатель Русского национального балетного театра.

В 1974 году балетмейстер женился в третий раз. Его избранницей стала Ирина Алексеевна Чагадаева. Разница в возрасте у супругов составляла 19 лет. В ансамбле она танцевала с 1943 года.

Великий хореограф прожил долгую и значительную жизнь. Умер он 2 ноября 2007 года в Москве в возрасте 101 года. Скончался Игорь Александрович в больнице, причиной смерти назвали сердечную недостаточность. В последние годы мужчина страдал ишемической и гипертонической болезнями.

Панихида и прощание с Игорем Моисеевым состоялись в Концертном зале имени П. И. Чайковского, на сцене, где он создал более 300 постановок. Это число вошло в Книгу рекордов Гиннесса. Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище.

Детище Игоря Моисеева — ансамбль его имени — не дает почитателям забыть о том, сколько сил и таланта он вложил в свое творчество. Об этом и других аспектах биографии хореограф написал книгу мемуаров «Я вспоминаю…», которая впервые вышла в 1996 году с фото мэтра на обложке.

Позже был выпущен одноименный фильм о балетмейстере. После его смерти на доме, где жил Игорь Александрович, установили мемориальную табличку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

1. Балет, танец, хореография: крат. словарь танцев. терминов и понятий / сост. Н. А. Александрова. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2008. - 414 с. 
2. Барышникова, Т. Азбука хореографии / Т. К. Барышникова. - М.: Айрис-пресс: Рольф, 2001. - 262 с. 
3. Ванслов, В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии / В. В. Ванслов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Искусство, 1971. – 302 с.
4. Гваттерини, М. Азбука балета: [пер. с ит.] / Маринелла Гваттерини; [предисл. К. Фраччи]. - М.: БММ АО, 2001. - 240 с.
5. Красовская, В. История русского балета / В. М. Красовская. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2008. - 288 с. 
6. Русский балет: энциклопедия / редкол.: Е. П. Белова и др.; [предисл. В. М. Красовской и др.]. - М.: Большая Рос. энцикл.: Согласие, 1997. - 631 с.
7. Виноградов, О. Исповедь балетмейстера / Олег Виноградов; [предисл. Юрия Григоровича]. - М.: АСТ-пресс книга, 2007. - 336 с.
8. По страницам любимых опер и балетов: избранные отрывки: облегченное перелож. для фортепиано / В. А. Моцарт [и др.]. - М.: Музыка, 2001. - 56 с. 
9. Советские балеты: краткое содержание. - М.: Советский композитор, 1985. - 319 с.
10. Советский балетный театр: 1917 - 1967 / Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР, Ленинградский гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. - М.: Искусство, 1976. - 376 с. 


Просмотров: 121














Поиск по сайту

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ