Русскому музею 125 лет
Идея организации государственного музея национального искусства высказывалась и обсуждалась в образованной среде русского общества с середины XIX века. Уже в конце 1880-х годов перед российским обществом встал вопрос о необходимости создания музея русского национального искусства. Об этом говорили и писали художественный критик В. Стасов, директор Императорского Эрмитажа А. Васильчиков, писатель И. Гончаров и многие другие.
В 1889 году вопрос об основании в Петербурге публичного музея национального искусства был, казалось, решен окончательно. Легенда связывает это решение Александра III с картиной Ильи Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных», приобретенной императором с выставки Товарищества передвижников (1889г.). Тогда же, по свидетельству одного из современников, государем и была высказана мысль — основать всенародный музей, в котором находились бы все лучшие произведения искусства.
Можно сказать, что существовала объективная необходимость создания в столице нового, государственного музея, который мог бы активно действовать и в сфере исторической, и в сфере современного художественного процесса. Таким призван был стать, и впоследствии стал, Русский Музей императора Александра III, для которого так удачно нашлось подходящее здание — Михайловский дворец, уникальный памятник архитектуры русского классицизма первой трети XIX века.
Осуществил задуманное отцом молодой император Николай II, подписав 13 апреля 1895 года Именной Высочайший Указ № 62 «Об учреждении особого установления под названием „Русского Музея Императора Александра III“ и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». Тогда же была исполнена памятная медаль по случаю учреждения Русского Музея Императора Александра III.
Со дня основания музей находился в ведении Министерства Императорского Двора. Управляющий музеем назначался Высочайшим Именным Указом и непременно должен был быть членом Императорского Дома. Во вновь учрежденном музее Николай II назначил Высочайшим Управляющим Великого князя Георгия Михайловича.
Уже в подготовительный период, до открытия музея, был решен ряд важнейших вопросов, связанных с его дальнейшей деятельностью, определены его приоритетные цели и задачи. Николай II предписал Главному Казначейству открыть в смете Императорского Двора особым параграфом кредит для Музея на содержание Михайловского Дворца.
В августе 1897 года был утвержден штат музея. У истоков музея стояли люди хорошо образованные, зачастую окончившие не одно высшее учебное заведение — ученые, искусствоведы, историки, этнографы, археологи, архитекторы. Образовательный ценз сотрудника Русского музея был очень высок, поэтому кандидатура каждого вновь поступающего на работу серьезно обсуждалась — это был своего рода конкурс.
Конечно, работа крупнейших искусствоведов и музейных деятелей, реставраторов и архитекторов способствовала прославлению Русского музея. Тем не менее, существовал институт простых служащих. Для исполнения разного рода служебных обязанностей в Русском Музее Императора Александра III имелся штат вольнонаемных служителей, которые находились в распоряжении заведующего зданиями музея. В состав служителей музея в феврале 1898 года входили: вахтеры, галерейные служители, часовые, швейцары, церковный сторож, а также рабочие разных специальностей (столяр, слесарь, кочегар, маляр, печник, садовник и т.п.). Все они были подчинены определенной иерархии, имели свои обязанности, сформулированные в «Правилах служащих музея» (1897 г.), и специально разработанную форму.
В списках сотрудников музея неизменно упоминается священник — отец Иаков Арсеньев, который разработал Положение о Церкви при Русском музее.
19 марта 1898 года состоялось торжественное открытие «Русского Музея Императора Александра III» для посетителей. В день открытия музея экспозиция его была представлена в 37-и залах (21 зал — на первом этаже и 16 — на втором). Первые посетители могли познакомиться с «Музеем христианских древностей», занимавшим 4 зала, с «Плащаницей» В. Васнецова, произведениями русской живописи и скульптуры, а также с коллекциями частных собирателей, переданными в дар вновь учрежденному музею (коллекция акварелей княгини М. Тенишевой и коллекция живописи и гравюр князя В. Лобанова-Ростовского).
Собрание музея, основой которого служили предметы и произведения, переданные из Императорских дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, в этот период насчитывало 1880 произведений. Согласно первоначальной структуре, музей имел три отдела:
– отдел, «посвященный специально памяти Императора Александра III»,
– этнографический и художественно-промышленный отдел,
– художественный отдел.
Причем, приоритетная роль художественного отдела оговаривалась особо: «… до составления этнографических и исторических коллекций подлежит немедленному устройству художественный отдел музея, долженствующий обнимать собрание картин и статуй лучших русских художников».
Памятный отдел являлся мемориальным и должен был занять важное место в структуре музея. Однако строительство помещения для Памятного отдела затянулось, и в связи с последующими историко-политическими событиями в стране, он так и не был открыт. Сформированный вместо него историко-бытовой отдел в 1934 году был частично передан Эрмитажу и лег в основу отдела русской культуры этого музея.
Этнографический отдел просуществовал в составе Русского музея до 1934 года, когда он был выделен в самостоятельный Государственный музей этнографии народов СССР.
Таким образом, название «Русский музей» изначально и традиционно закрепилось, по существу, лишь за художественным отделом, размещенным в Михайловском дворце. С течением времени художественный отдел, постепенно разветвляясь, превратился в сложный музейный организм, насчитывающий в настоящее время около 50 отделов, секторов, подразделений и служб.
Коллекции Русского музея очень обширны и разнообразны. Поднимаясь на второй этаж, попадаешь в раздел иконописи. Залы № 1,2,3,4 полностью отданы этому виду живописи. В Русском музее хранится одно из крупнейших в стране собраний икон. Идя по этим залам можно встретить произведения разнообразных крупных художественных центров Древней Руси. Здесь представлены иконы из Новгорода, Москвы, Пскова, Ярославля, Вологды. В этих залах тебя пропитывает истинно Русский Православный дух.
Путешествуя далее по залам дворца, наслаждаешься картинами, скульптурами, да и просто убранством залов. Неизгладимое впечатление производит «Белый зал» (№ 11). Это единственный во дворце зал, сохранивший свое первоначальное убранство. В свое время это была парадная гостиная Михайловского дворца. Находясь в ней можно почувствовать величие той эпохи. Зал как бы возносит тебя, делает более утонченным, заставляет быть галантным.
В зале № 14 перед глазами предстает огромное полотно с незабываемым сюжетом. Это – «Последний день Помпеи». Карл Брюллов писал свой шедевр 11 месяцев, и он сразу же произвел фурор в мире. На своем полотне Брюллов изобразил трагедию гибнущего народа. На фоне рушащихся храмов, объятого огнем неба, падающих мраморных статуй можно видеть людей, которые по- разному проявляют себя в сложившейся ситуации — одни из них рвутся к спасению, другие покоряются судьбе. В этих людях стихия пробуждает любовь и героизм, инстинкт и самоотверженность.
В зале №15 представлен «Девятый вал» Ивана Айвазовского – это полотно, также повествующее о борьбе людей со стихией.
Второй этаж «Русского музея» посвящен иконописи и живописи 18 века и первой половины 19 века. Это великое время в Русском искусстве. В этот период на Руси были созданы одни из самых великих произведений в истории России.
На первом этаже собраны произведения разных временных периодов. Здесь находятся залы с Русским народным искусством, живопись второй половины 19 века и начала 20 века, произведения искусств Советского периода.
Но самое большое впечатление производят залы № 40-41. Здесь представлены картины Архипа Куинджи. Картины «Лунная ночь на Днепре», «Эльбрус вечером», «Вечер на Украине», «Закат» вызывают спокойствие и упоение. Эти картины светятся не только внутренне, но и внешне. Куинджи добился таких красок, которые приводят людей в полное недоумение, заставляя их искать какие-то источники света. Поражает мастерство, с которым художник создает эффект свечения. Картины кажутся реальными, и порой хочется окунуться в воды «Днепра», которые серебрятся под луной.
Сегодня Русский музей — это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации, курирующий работу 260 художественных музеев России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
1. Государственный Русский музей: в помощь эстетическому воспитанию. - М.: Сов. художник, 1978.
2. Государственный Русский музей: Ленинград: живопись: компл. из 16 откр. - СПб. Аврора, 1988.
3. Государственный Русский музей: по залам музея. - М.: Сов. художник, 1969.
4. Государственный Русский музей: живопись конца XIX - начала ХХ века. - М.: Сов. художник, 1981.
5. Скульптура = Sculpture, XVIII - нач. XX в.: каталог / Гос. Русский музей; [сост. Г. М. Преснов и др.; авт. вступ. ст. Л. Шапошникова]. - Л.: Искусство, 1988. - 318 с.
6. Русский музей: [проспект / сост. и авт. текста А. И. Кий]. - СПб.: Лениздат, 1985. - 36 с.
7. Государственный Русский музей = The Russian Museum, Leningrad: [альбом / авт. вступ. ст. и сост. В. А. Леняшин]. - М.: Изобраз. искусство, 1987. - 23 с.
8. Новоуспенский, Н. Государственный Русский музей / Н. Н. Новоуспенский. - 6-е изд., перераб. - СПб.: Аврора, 1971. - 52 с.
9. Айвазовский, И. Рисунки, акварели из музеев Санкт-Петербурга: репродукции / И. К. Айвазовский ; Гос. Русский музей. - СПб.: Palace Editions, 2000. - 231 с.
10. Русский музей: 100 лет сокровищнице национального искусства / авт. текста В. Гусев, Е. Петрова. - СПб.: Гос. Русский музей; Italy: Palace Editions, 1998. - 264 с.
Материал подготовлен Игониной Е.Е. |