Главная » Статьи » 

Георгий Седов

ПОЛЯРНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ГЕОРГИЙ СЕДОВ

Георгий Яковлевич Седов родился на хуторе Кривая Коса (п. Седово Новоазовского района Донецкой области /ДНР) в семье рыбака и пильщика леса Якова Седова. В семье было девять детей: четверо сыновей и пять дочерей. Отец был хорошим работником и мог обеспечить семью, но часто пил. В периоды запоя семья терпела сильную нужду. Егор (в крещении Георгий) с восьми лет помогал отцу. Когда отец ушел из семьи на три года, мать — Наталья Степановна — была вынуждена из-за голода наняться на подёнщину. Егор с младшим братом Василием (старший уже работал самостоятельно) помогали матери. После смерти Василия от воспаления легких, Георгия отдали в батраки к богатому казаку, у которого он работал по хозяйству (пас быков, веял зерно) за еду. После возвращения отца положение семьи улучшилось, и Георгий в 14 лет смог поступить в церковно-приходскую школу. Трехлетний курс он успешно окончил за два года. В школе Егор был первым учеником, помощником учителя и имел похвальный лист. После школы снова вернулся в батраки. Однажды он проспал и получил за это плетью. От обиды Егор ушел и через месяц стал приказчиком в магазине у местного купца Фролова. Все это время Георгия Яковлевича притягивало к себе море и тянуло в дальнее плавание.

Так как родители были против дальнейшей учебы, Егор стал тайно копить деньги и припрятал (для надежности) свидетельство об окончании церковно-приходской школы и похвальный лист. В 1894 году он тайно поступает в «Мореходные классы» имени графа Коцебу в Ростове-на-Дону. Перед поступлением ему поставили условие – три месяца отработать матросом. Седов в начале лета устроился на пароход «Труд» капитана Н. П. Муссури. К осени юноша уже был рулевым на мостике. После зачисления в мореходные классы он написал письмо родителям, где признался о своем решении. Родители дали свое согласие на учебу и оказывали помощь. Летом Георгий Яковлевич продолжал работать на пароходе «Труд» в качестве второго помощника капитана (со второго курса). Через три года, в 1899 году, Георгий Седов оканчивает курсы и получает диплом штурмана каботажного плавания. Недолго поработав на небольшом сухогрузе, 14 марта 1899 года он в г. Поти повышает свою квалификацию, сдав экзамен на штурмана дальнего плавания. Работа штурманом коммерческого флота не задалась.

Устроившись работать на пароход «Султан», Седов в одном из рейсов получил указания посадить судно на камни для получения хозяином страховой премии. Седов не выполнил приказ и привел вверенный ему пароход в Новороссийск. Он потерял работу и не мог найти другую. Но это не сильно его беспокоило. Георгий Яковлевич принимает решение посвятить себя научно-исследовательской деятельности. Для этого требовалось стать военным морским офицером.

В качестве вольноопределяющегося, Седов поступает в Севастополе в военно-морской флот и зачисляется в учебную команду штурманом учебного судна «Березань». В 1901 году он получает звание прапорщика запаса, а в Петербурге, куда Г. Седов переезжает жить, он экстерном сдает экзамены за весь курс морского корпуса. По сдаче экзаменов его произвели в чин поручика запаса. Георгий Яковлевич обладал талантом к учебе и всегда блестяще сдавал все экзамены. В 1902 году Седова зачислили на действующую службу в Главное гидрографическое управление при Адмиралтействе. Мечта исполнилась. Теперь он мог заняться исследованием самой малоизученной части света – Северного ледовитого океана.

В течение последующих десяти лет Георгий Седов принимал участие в экспедициях на о. Вайгач и архипелаг Новая Земля. В годы Русско-японской войны командовал миноноской, охраняя вход в р. Амур. Находясь на Дальнем востоке, он пишет статьи о важности изучения Северного морского пути. После войны занимается поручениями гидрографического управления, изучая р. Колыму и Каспийское море. Но его целью был Северный полюс. Седов сильно переживал, что не может заняться этим важным делом. Из-за внутренних переживаний он несколько раз порывался порвать со службой, но по уговорам друзей остался. В 1910 году Георгий Яковлевич женился на Вере Валерьяновне Май-Маевской. К этому времени он купил имение. Стал действительным членом Русского географического общества и почетным членом Русского астрономического общества. Все обстоятельства складывались, чтобы подать в отставку и заняться научной кабинетной или преподавательской деятельностью. Для бедного приазовского мальчика это уже были заоблачные высоты. Но Седов отказывается от спокойной жизни и снова рвется вдаль.

О трагической полярной экспедиции 1912-1914 гг., которую принято называть первой русской полярной экспедицией, написано много статей. Авторы отмечают, что было много причин, которые привели к трагедии. Комиссия Главного Гидрографического управления не одобрила план достижения Северного полюса, Государственная дума тоже отказалась выделять средства. В итоге, деньги пришлось собирать по подписке.

Нехватка финансирования сказалась на организации экспедиции. Шхуна «Святой мученик Фока» была старой и не могла вместить всех запасов. Пользуясь срочностью сборов, поставщики подсовывали плохой товар по большим ценам. Не хватало ездовых собак – набирали простых архангельских дворняг. Была рация, но не было радиста, и аппарат (который мог спасти жизнь членам экспедиции) оставили в Архангельске. Много необходимых вещей и запасов не смогли взять. Не хватало продовольствия с топливом. Время выхода экспедиции было упущено, а плохие климатические условия 1912 года только ухудшили ситуацию.

Экспедиция провела две вынужденные зимовки (на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа). Просьбы Седова в Гидрографическое управление о доставки ему топлива и провизии остались без ответа. Георгий Яковлевич Седов мог вернуться, но он шел вперед, видимо предполагая, что другого шанса достичь Северного полюса у него не будет. 20 февраля 1914 года, Георгий Яковлевич Седов умер от цинги среди арктических льдов недалеко от о. Рудольфа. Его спутники, матросы Г. И. Линник и А. И. Пустошной, обернули тело своего начальника в два парусиновых мешка. Из лыж смастерили крест, а в могилу возложили флаг, который Георгий Яковлевич собирался водрузить на Северном полюсе. Одна из собак — Фрам — отказалась уходить с матросами и осталась у могилы хозяина.

15 августа 1914 года полуразрушенное судно «Св. Фока» с выжившими членами экспедиции добралось до рыбацкого становища Рында на Мурмане. Экипаж вынужден был сжечь все деревянные предметы и переборки корабля, используя их в качестве дров. Маломощная паровая машина была очень прожорливой и мало подходила для арктических экспедиций. Дальнейший путь полярники проделали до Архангельска на рейсовом пассажирском пароходе «Император Николай II» на средства капитана судна, так как своих денег у них не было.

23 августа 1914 года в Санкт-Петербурге в Спасо-Преображенском всей гвардии соборе была отслужена панихида по Георгию Яковлевичу Седову и всех не вернувшихся из экспедиции полярников. На траурном мероприятии присутствовала в числе собравшихся его вдова Вера Седова, а также учитель и друг генерал-лейтенант Федор Дриженко.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

1. Географы и путешественники: крат. биогр. словарь / Н. К. Гацунаев. - М.: РИПОЛ классик, 2000. - 573 с.
2. Сто великих путешественников / [авт.-сост. И. А. Муромов]. - М.: Вече, 1999, 2001, 2002. - 653 с. 
3. Трапезников, А. Русские путешественники / А. А. Трапезников. - М.: Росмэн: Росмэн-пресс, 2003. - 365 с.
4. Ушакова, О. Великие путешественники: справ. школьника / О. Д. Ушакова. - СПб.: Литера, 2007. - 95 с.
5. Лубченкова, Т. Самые знаменитые путешественники России / Т. Ю. Лубченкова. - М.: Вече, 2001. – 462 с. 
6. Черкашин, Н. Командоры полярных морей / Н. Черкашин. - М.: Вече: Вече 2000, 2003. - 476 с.
7. Землепроходцы и путешественники: биографии, странствия, путешествия, приключения, животные и растения, страны и народы / под ред. Б. А. Алмазова. - СПб.: Золотой век: Диамант, 1999. - 80 с. 
8. Миллер, Я. Шеренга Великих путешественников: пер. с пол. / Ян Миллер. - Варшава: Наша Ксенгарня, 1971. – 172 с.
9. Малов, В. Затерянные экспедиции: школьникам об истории геогр. открытий / В. И. Малов. - М.: Просвещение, 1980. - 127 с.
10. Белов, М. По следам полярных экспедиций / М. И. Белов. - СПб.: Гидрометеоиздат, 1977. - 142 с.


Просмотров: 68














Поиск по сайту

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
q940966
Форма входа

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ