ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ГЕОРГИИ ДАНЕЛИИ И ЕГО ФИЛЬМАХ
Георгий Данелия был таким режиссером, работы которого хочется пересматривать много раз. В них нет мелочей, в них настолько всё продумано, что совершенно не задумываешься об альтернативных поступках персонажей. Кажется, всё именно так, как и должно было быть.
Алексей Леонов и Юрий Гагарин требовали запрета фильма "Тридцать три", где, как им показалось, пародировали встречу космонавтов".
Сценарий к фильму "Я шагаю по Москве" начали писать на основе всего одного эпизода - "Во время дождя по улице идет девушка босиком и держит туфли в руках. За ней едет юноша на велосипеде". И всё. К этому эпизоду написали весь сценарий.
Американские критики признали, что на то время экранизация произведения Марка Твена про Гекльберри Финна "Совсем пропащий" была самой лучшей.
Все сцены с Екатериной Симоновой в фильме "Афоня" сняли всего за три дня. Но даже для этого ее пришлось "выкрасть" с другой съемочной площадки.
Большинство реплик, которые сказал герой Фрунзика Мкртчяна в "Мимино" актер придумал в ходе съемок - «Я так думаю», «Я вам один умный вещь скажу, только вы не обижайтесь», «Я сейчас так хохотался», «Мой знакомый друг», «Вы почему кефир не кушаете? Что — не любите?».
Очень долго Георгий Данелия не мог найти актера на роль Бузыкина для "Осеннего марафона". Ему настойчиво рекомендовали Олега Басилашвили, но режиссеру казалось, что это Басилашвили это такой властный и уверенный в себе актер, который не подойдет на роль безвольного Бузыкина. Но мнение режиссера изменилось, когда он увидел, как Олег Басилашвили перебегает улицу - у него съехала кепка, он ссутулился, он неуверенно выходил на проезжую часть и отпрыгивал назад. Режиссер не знал, что в этот момент Басилашвили играл Бузыкина специально для него.
В фильм "Кин-дза-дза" вкралась цензура. Изначально у "скрипача" была чача. Но началась антиалкогольная кампания, а потому чачу заменили на уксус.
В фильме "Паспорт" мог сыграть главную роль Николас Кейдж - тогда еще не очень известный американский актер. Между прочим, пока снимали фильм, он успел стать очень известным американским актером.
Один американский режиссер был очень впечатлен спецэффектами в фильме. Он спросил у Георгия Николаевича - как тот смог снять эти эффекты. Данелия пошутил, что всё это секретные разработки военных. А потом ему позвонили из Министерства обороны и попросили больше не валять дурака, так как тот американский режиссер звонил и просил гравицапу.
Роль Джима в фильме "Совсем пропащий" Феликс Имокуэдэ был студентом Университета дружбы народов. А еще он оказался самым настоящим принцем.
Во время съемок фильма "Афоня" произошел забавный случай. Когда снимали сцену в ресторане, то Борислав Брондуков вышел покурить на крыльцо в "образе Федула". Когда он собрался заходить обратно, то швейцар не пропускал его, называя "алкашом". Пришлось вызывать кого-то из съемочной группы, чтобы подтвердить, что это не алкаш, а актер.
Первоначально Рубик Хачикян в "Мимино" был из Ленинакана. Но композитор Гия Канчели попросил Георгия Данелия изменить Ленинакан на Дилижан, так как он работал в дилижанском доме композиторов. Режиссер не особо хотел менять город и тогда композитор снял свою куртку со словами - "На! Вымогатель!". В качестве ответного подарка режиссер изменил город.
Когда принимали фильм "Осенний марафон", то режиссеру сказали удлинить сцену крупного плана Бузыкина. Но это оказалось невозможным. На повторной проверке Георгий Данелия всех заверил, что план удлинил. "Намного лучше стало" - сказали ему.
В фильме "Мимино" был снят большой эпизод с участием Борислава Брондукова. Но при монтаже весь эпизод был вырезан. Борислав Брондуков появляется в кино лишь на несколько секунд на заднем плане.
Когда Георгий Данелия снимал фильмл "Настя", то фильм был буквально на грани закрытия из-за недостатка денег. Тогда один богатый человек предложил дать денег, но за это в фильме должна была сняться его дочь в главной роли - "Насти-красавицы". Режиссер подумал ... и отказал, чтобы не портить фильм бездарностью.
В фильме "Не горюй" на стене у цирюльника можно заметить портрет Ивана Поддубного. События фильма происходят в 90-х годах 19 века, а потому имя Поддубного еще никому не было известно.
Фильм "Совсем пропащий" стал стартом в кино для десятилетнего Ромы Мадянова. После этого Георгий Данелия снимал Романа Мадянова еще в трех своих фильмах - "Паспорт", "Настя", "Орел и решка". И уже потом Роман Мадянов будет играть типичных российских чиновников.
На главную роль Афони Георгий Данелия сначала планировал взять Владимира Высоцкого, чтобы тот в кадре исполнил свои песни.
Георгий Данелия придумал новый жанр в советском кинематографе. Когда он принес в Госкино готовый фильм его забраковали, сказали, что непонятно, о чём фильм. И Данелия ответил, что это лирическая комедия, поэтому не смешкно. Так в советском кино возник новый жанр. А позже в титрах к фильму «Джентльмены удачи» сценарист Георгий Данелия подписал: «Нелирическая комедия».
Еще одним талисманом режиссёра был Евгений Леонов. Впервые он снял его в комедии «Тридцать три», а потом снимал почти в каждом фильме до самой смерти актёра. В каждом фильме Леонов пел песню про «Марусеньку». Георгий Данелия выучил её на военных сборах, и когда для одной из сцен в комедии «Тридцать три» понадобилась какая-то песня — он долго не раздумывал. Это была единственная песня, слова которой он знал от начала до конца.
Георгий Данелия снялся в одиннадцати своих фильмах, но найти его среди эпизодических персонажей иногда очень сложно. Режиссёра можно заметить в фильмах: «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Кин-Дза-Дза», «Осенний марафон», «Орел и решка», «Паспорт», «Фортуна» и других.
Образ юного адвоката из фильма «Мимино» Георгий Данелия списал с собственной дочери и даже дал её имя — Светлана Георгиевна. Она закончила юридический институт и начала адвокатскую практику, но выглядела очень молодо, и никто её всерьез не воспринимал.
В фильмографии Георгия Данелии часто по ошибке встречается комедия «Джентльмены удачи». Он действительно имеет к ней непосредственное отношение, но как сценарист, а не режиссёр. Снял фильм Александр Серый.
Однажды Георгий Данелия получил премию «Оскар». Правда не за свой фильм, а за «Дерсу Узала» Акиры Куросавы. Для награждения русско-японского фильма было сделано два «Оскара» — для японской киногруппы и для русской, а Георгий Данелия как раз приехал на американский кинофорум с фильмом «Афоня», и его попросили заодно забрать приз. По возвращении на родину Данелию ждали поздравления от тех, кто решил, что он взял «Оскара» за «Афоню».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
1. Георгий Данелия: сборник / [сост. Г. В. Краснова]. - М.: Искусство, 1982. - 206 с.
2. Данелия, Г. Безбилетный пассажир: [байки кинорежиссера] / Г. Н. Данелия. - М.: Эксмо, 2005. - 413 с.
3. Данелия, Г. Тостуемый пьет до дна: маленькие истории, байки кинорежиссера / Г. Н. Данелия. - М.: Эксмо, 2006. - 349 с.
4. Я шагаю по Москве: [о художественном фильме киностудии "Мосфильм", 1963 г. / режиссер Георгий Данелия]; авт. текста Денис Горелов. - М.: Комсомольская правда, 2013. - 64 с.
5. Мимино: [о художественном фильме киностудии "Мосфильм", 1977 г. / режиссер Георгий Данелия]; авт. текста Денис Горелов. - М.: Комсомольская правда, 2013. - 64 с.
6. Данелия, Г. Кошмар на цыпочках: [16+] / Георгий Данелия. - Москва: Эксмо, 2021. - 672 с.
7. 100 великих режиссеров / авт.-сост. И. А. Мусский. - М.: Вече, 2004. - 480 с.
8. Двадцать режиссерских биографий. - М.: Искусство, 1978. - 408 с.
9. Зак, М. Кинорежиссура: опыт и поиск / М. Е. Зак; ВНИИ киноискусства. - М.: Искусство, 1983. - 269 с.
10. Кино: для тех, кто хочет всё успеть: [история кинематографа, знаменитые актеры и режиссеры, жанры, профессии, традиции, кассовые и культовые фильмы: 12+]. - Москва: Эксмо, 2019. - 128 с. |