БИОГРАФИЯ ДЖОВАННИ АНЬЕЛЛИ
Основатель автомобильной династии Джованни Аньелли старший родился 13 августа 1866 года в родовитой туринской семье. Джованни прочили карьеру военного, но отслужив восемь лет в кавалерии, он подал в отставку, получил юридическое образование и решил посвятить себя предпринимательству.
В ту пору автомобилестроение только зарождалось и Аньелли, наблюдая за первыми самобеглыми колясками, понял, что будущее именно за автомобилями. Джованни Аньелли понадобилось несколько лет, чтобы найти партнеров по невиданному тогда делу и убедить банкиров вложить средства в новое предприятие, прежде чем 11 июля 1899 года в Турине было основано «Акционерное общество автомобильного завода в Турине» известное сегодня как «ФИАТ» (FIAT).
Аньелли превосходно разбирался в бизнесе, лошадях и в технике, и в людях. Именно он заприметил в 19-летнем бухгалтере конструкторской фирмы братьев Чейрано гениального инженера-самоучку Винченцо Лянча, который совмещал работу над гроссбухами и труд автомеханика. Аньелли был впечатлен скрупулезными отчетами, в которых Лянча указывал на конструкторские недостатки. Аньелли оценил первую машину братьев Чейрано и предложил партнерам по «ФИАТу» выкупить мастерские и привлечь Лянчу к совместной работе. В 1900 году в Турине на базе мастерских и открылся первый завод «ФИАТа».
Джованни Аньелли с энтузиазмом брался за все направления – от маркетинга до испытания автомобилей в автогонках, везде проявляя недюжинные способности. И в итоге в 1902 году фактически он взял управление предприятием в свои руки. Уставной капитал компании в самом начале ее основания составлял 800 тысяч лир. Удивительно, но уже за первое десятилетие его удалось поднять до 14 миллионов, и все благодаря невероятной энергии Джованни.
Будучи отставным офицером, он установил жесткий армейский режим. В это время на предприятии воцаряются строжайшая дисциплина и порядок. Военная карьера Аньелли определила и основное стратегическое направление компании. Он всегда и во всем стремился быть первым.
Подлинный рывок «ФИАТа» начинается в 1903 году, когда в Италии отменили тарифы на импортную сталь. Джованни Аньелли предложил компаньонам взяться за производство не только легковых автомобилей, но и автобусов, грузовиков, трамваев, двигателей для самолетов и морских судов. Под каждое направление создавалось специализированное предприятие. Деловая хватка Аньелли и познания в области права позволили вести дела таким образом, что он постепенно стал одним из основных владельцем активов «ФИАТа». Такой поворот дел в итоге привел к скандалу 1908 года, когда его обвинили в целом ряде экономических махинаций и обмане партнеров.
Аньелли упорно развивал не только производство автомобилей, но и смежные сферы, включая выпуск оружия. В 1911 году Италия объявила войну Турции и вскоре завоевала Ливию. Тут «ФИАТ» и пришелся как раз, кстати со своими грузовиками, самолетами, винтовками, пулеметами, став поставщиком итальянской армии. Затем грянула Первая Мировая война и на компанию буквально обрушился золотой дождь – «ФИАТ» всю продукцию поставлял на монопольных условиях. Более того, Аньелли добился для города Турина статуса военной зоны, зоны военной операции и вытекающих отсюда налоговых льгот и государственных субсидий. Хотя на северо-западе Италии никаких военных действий не было и в помине.
«Удачному» стечению обстоятельств, в результате которых «ФИАТ» стал основным поставщиком итальянской армии, в немалой степени способствовала женитьба Аньелли на дочери адмирала Боселли, подарившей ему сына и дочь. Аньелли с компаньонами отлично понимал, что война когда-нибудь закончится, и народу нужны будут недорогие автомобили. За основу был взят опыт Генри Форда, автомобили которого успели к тому времени покорить дороги США.
Посетив США, ознакомившись с принципами «фордовского» конвейера, Аньелли первым в Европе установил конвейерное производство. Любовь итальянского бизнесмена к прогрессу позволила значительно расширить производство и начать выпускать еще и трамваи, автобусы, смазочные материалы, судовые и авиационные двигатели. Аньелли понимал, что за автомобилестроением стоит будущее. Даже начало Первой Мировой войны не смогло остановить производство. Наоборот, основные усилия были направлены на оснащение итальянских вооруженных сил. Однако гражданские автомобили также не остались без внимания. В 1916 году был открыт новый автомобильный завод, построенный по американскому образцу и ставший крупнейшим в Европе.
В 1922 году к власти в Италии пришел Муссолини, который, как и Гитлер, облагораживал дороги. Для компании «Фиат» это означало лишь одно – рост потенциальных клиентов. В ответ Аньелли занялся разработкой новой модели под названием «F-500 Toppolino», которая оказалась настолько удачной, что ее производили в течение 20 лет без модернизации.
В 1935 году в семье Джованни Аньелли случилась ужасная трагедия. Его сын погиб в авиакатастрофе. Несколько позже в результате автомобильной аварии ушла из жизни и невестка Аньелли.
Однако долго горевать не было возможности. Джованни воспитывал трех внуков и четырех внучек. Его любимцем был Джованни-младший, названный в честь деда. Кроме этого, конфликт в Испании и Вторая мировая война обеспечили компанию «Фиат» огромными заказами. Джованни Аньелли работал на два фронта, ведь его клиентами была и фашистская власть, и участники сопротивления.
Когда режим Муссолини пал, север Италии оккупировали немецкие войска. В результате военных действий производственные здания были повреждены, а предприятие оказалось на грани развала. Последний удар нанес Комитет национального освобождения, который обвинил Джованни Аньелли в сотрудничестве с диктаторским режимом Муссолини.
Самый выдающийся итальянский предприниматель первой половины 20 века повторно лишился своего творения и не смог этого пережить. Вскоре он умер, в возрасте 79 лет. Впрочем, история успеха Джовании Аньелли и его компании «Фиат» на этом не заканчивается.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
1. Автомобили мира / [ред.-сост. С. А. Плешаков]. - М.: Вече, 2001. - 208 с.
2. Спортивные и гоночные автомобили: все секреты лучших гонщиков мира / К. М. Дейнес. - М.: Робинс, 2012. - 87 с.
3. Золотов, А. Легковые автомобили / А. В. Золотов. - М.: Росмэн-пресс, 2013. - 96 с.
4. Технология автомобилестроения: учебник для вузов / [А. Л. Карунин и др.]; под ред. А. И. Дащенко. - М.: Акад. проект: Трикста, 2005. - 624 с.
5. Коробейник, А. Ремонт легкового автомобиля: справочник / А. В. Коробейник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 416 с.
6. Туревский, И. Теория автомобиля: учеб. пособие / И. С. Туревский. - М.: Высш. школа, 2005. - 240 с.
7. Круглов, С. Всё о легковом автомобиле: справочник / С. М. Круглов. - 3-е изд., стер. - М.: Высш. школа, 2002. - 539 с.
8. Крылов, Г. Автомобили: [школьный путеводитель] / Г. А. Крылов. - СПб.: БКК, 2007. - 96 с.
9. Легковые автомобили: наглядный словарь: пер. с англ. / гл. ред. Е. Мирская. - Лондон; М.: Дорлинг Киндерсли, 2000. - 64 с.
10. Новая методика проведения экзамена по практическому вождению автомобиля: [как сдать экзамен с первого раза] / под ред. В. И. Козлова. - М.: Эксмо-пресс, 2000. - 32 с.
11. Алексеев, Ю. Люди и автомобили / Ю. Г. Алексеев. - М.: Патриот, 1990. - 186 с.
12. Окслейд, К. Автомобили / К. Окслейд. - М.: Махаон, 1998. - 48 с.
13. Цыбин, В. Легковые автомобили: учеб. пособ. для учащихся 8 - 11-х кл. сред. шк. / В. С. Цыбин, В. А. Галашин. - М.: Просвещение, 1993. - 223 с.
14. Шестопалов, К. Легковые автомобили / К. С. Шестопалов, С. Ф. Демиховский. - Екатеринбург: Уральский рабочий, 1993. - 300 с.
15. Вайсман, Я. Автомобиль "Жигули": советы автолюбителям по эксплуатации и обслуж. / Я. М. Вайсман, В. И. Горенков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТОО "Транспорт", 1986. - 215 с.
16. Долматовский, Ю. Автомобиль за 100 лет / Ю. А. Долматовский. – М.: Знание, 1986. - 235 с.
17. Долматовский, Ю. Беседы об автомобиле / Ю. А. Долматовский. - М.: Молодая гвардия, 1976. - 208 с.
18. Захаров, В. Эти быстрые автомобили / В. М. Захаров. - М.: Изд-во ДОСААФ, 1986. - 131 с. |