ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ: ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА
Как происходило крещение Руси
На момент принятия христианства на Руси было распространено язычество: культ предков, множественные табу и магические верования в духов и богов, которые воплощали силы природы (например, Перун — бог грома и молнии).
Крещение Руси — это условное понятие, принятие христианства не было одномоментным для всего населения. Это довольно долгий исторический процесс, а многие из языческих суеверий и примет сохранились и до наших дней. Например, древний праздник, посвященный дню летнего солнцестояния, после распространения христианства и появления Рождества Иоанна Предтечи стал народным праздником Иваном Купалой.
Еще до установления христианства на Руси знали об этой вере. Первую христианскую миссию в славянских землях (I век) связывают с именем апостола Андрея, прозванного Первозванным. Большую роль сыграло создание славянской письменности монахами из Константинополя — Кириллом и Мефодием (вторая половина IX века). Также на распространение христианства повлияли торговые контакты Киевской Руси с Византией (IX–Х века) и тот факт, что в 955-м крестилась княгиня Ольга, бабушка будущего князя Владимира.
Однако именно князь Владимир, прозванный в народе Красным Солнышком, решил сделать христианство официальной религией Руси. Есть красивая легенда о выборе веры из «Повести временных лет». Якобы приходили к князю разные посланники и рассказывали о своей вере. Первыми пришли волжские булгары, которые исповедовали магометанство, Владимиру эта вера не понравилось. Также ко двору являлись иудеи, которых, как сказал Владимир по легенде, «бог лишил за грехи земли» (имеется в виду Иерусалим). И, наконец, пришел к князю греческий монах и поведал о сотворении мира и Страшном суде. Владимиру понравилась христианская вера, и он отпустил посланника с богатыми дарами. Однако сразу Владимир не крестился, а послал «десять мужей добрых и смышленых», чтобы они посмотрели, чья вера лучше. Посланникам больше всего понравилась христианская служба в Царьграде в соборе Святой Софии.
Согласно той же «Повести временных лет», князь Владимир не хотел, приняв христианство, подчиняться грекам, пошел на них войной, захватил греческий Херсонес (Корсунь по-славянски) и потребовал, чтобы императоры Василий и Константин отдали ему в жены их сестру Анну. На что те ответили, что выдадут Анну замуж за Владимира, если тот крестится. Тот согласился, однако перед прибытием Анны и до крещения князя сразила болезнь, и он ослеп. Сразу после принятия им христианства Владимир прозрел и сказал, что «теперь-то впервые узрел Бога истинного». Анна, согласно летописи, все же стала женой уже крещенного князя.
Насколько легенды из «Повести временных лет» точны, судить сложно, ведь они были написаны позже описываемых событий. Но если придерживаться «официальной» точки зрения, князь Владимир с дружиной приняли христианство в Херсонесе в 988-м и в том же году князь приказал крестить киевлян. В летописи сказано, что большое количество людей вышли к Днепру и были крещены. Именно массовое крещение в Киеве многие и считают годом крещения Руси.
Значение крещения Руси
Согласно учебнику «Религиоведение» под редакцией Игоря Яблокова, крещение Руси стало предпосылкой к появлению государственно-идеологического и культурного единства племен, которые и составляли в то время население Киевской Руси.
После принятия христианства расширились и стали прочнее дипломатические и культурные отношения с Византией и христианскими странами Западной Европы. На Руси появились традиции южнославянской книжности. Первыми книгами была церковная литература, переводы религиозных трудов, поэтому можно сказать, что христианство имело также образовательное и культурное значение для страны.
История Дня крещения Руси
На государственном уровне праздник впервые отметили в Российской империи в 1888-м при императоре Александре III. В тот год отмечали 900-летие со дня крещения Руси. К празднику реставрировали и строили новые церкви, раздавали в учебных заведениях специально написанное житие святого равноапостольного князя Владимира, устанавливали иконы в честь князя. Юбилей широко отмечали в день памяти князя — 15 июля по старому стилю. В Москве утром начался крестный ход из церкви Святого Князя Владимира до Успенского собора, откуда после литургии крестный ход направлялся на молебен на Соборную площадь Кремля. Оттуда шествие прошло на Москву-реку для водосвятия и возвратилось обратно на площадь.
Тысячелетие со дня крещения Руси отмечали в СССР в 1988-м. Тогда одним из главных мероприятий был концерт в Большом театре Союза ССР и награждение церковнослужителей орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы народов. Впрочем, по мнению некоторых историков, празднование было расценено как часть советского официоза эпохи перестройки.
Лишь в 2010-м президент России Дмитрий Медведев подписал указ, согласно которому День крещения Руси (28 июля) стал государственной памятной датой.
Традиции Дня крещения Руси
Накануне Дня крещения Руси и Дня памяти святого равноапостольного князя Владимира в православных храмах проходит всенощное бдение. Богослужение длится от заката до рассвета. Утренняя и вечерняя службы в православных храмах проходят по уставу великого праздника, а в полдень звучит особый колокольный звон.
В 2018-м, в день 1030-летия крещения Руси, богослужение в Москве проводили на Соборной площади, которая вместила более 6 тыс. верующих.
Также 28 июля по всей стране люди участвуют в крестных ходах. Один из самых массовых — крестный ход от Успенского собора к памятнику князю Владимиру.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
1. Гордиенко, Н. "Крещение Руси": факты против легенд и мифов: полемические заметки / Н. С. Гордиенко. - СПб.: Лениздат, 1984. - 286 с.
2. Фроянов, И. Исторические условия крещения Руси / И. Я. Фроянов; О-во "Знание" РСФСР, Ленингр. организация. - Л.: Знание, 1988. - 32 с.
3. Козырева, А. Тайны Крещения Руси / А. А. Козырева. - М.: Оникс, 2007. - 384 с.
4. Крещение Руси и наши первые святые / гл. ред. В. А. Шейнин. - М.: Фолиант, 1991. - 62 с.
5. Мизун, Ю. Святая Русь от Исхода до Крещения / Ю. В. Мизун, Ю. Г. Мизун. - М.: Вече, 2002. - 479 с.
6. Алеева, Н. Как Русь стала православной: рассказы о святых / Н. С. Алеева, В. М. Воскобойников. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 253 с.
7. Вернадский, Г. Древняя Русь / Г. В. Вернадский; [вступ. ст. Б. А. Николаева]. - М.: Аграф; Тверь: Леан, 2000. - 447 с.
8. Перевезенцев, С. Древняя Русь: история русского народа с I по IX в.: для мл. и сред. шк. возраста / С. В. Перевезенцев. - М.: Белый город, 2001. - 43 с.
9. Головатенко, А. Начальная история Руси с древнейших времен до XI столетия: пособ. для старшеклассников / А. Ю. Головатенко. - М.: Школа-Пресс, 1999. - 93 с.
10. Иловайский, Д. Становление Руси / Д. И. Иловайский. - М.: АСТ: Астрель, 2003. - 860 с. |