Главная » Статьи » 

Дариюс Мийо 130

БИОГРАФИЯ ДАРИЮСА МИЙО

Мийо родился на юге Франции в еврейской семье; провансальский фольклор и природа родного края навсегда запечатлелись в душе композитора и наполнили его искусство неповторимым ароматом Средиземноморья. Первые шаги в музыке были связаны со скрипкой, игре на которой Мийо обучался сначала в Эксе, а с 1909 г. в Парижской консерватории у Бертелье. Но вскоре страсть к сочинению взяла верх. Среди педагогов Мийо были П. Дюка, А. Жедальж, Ш. Видор, а также В. Д’Энди. В консерваторские годы Мийо знакомится с будущими коллегами по «Шестёрке» — Артюром Онеггером и Жермен Тайфер.

В первых произведениях (романсах, камерных ансамблях) заметно влияние импрессионизма К. Дебюсси. Развивая французскую традицию (Г. Берлиоз, Ж. Базе, Дебюсси), Мийо оказался очень восприимчив и к русской музыке — М. Мусоргскому, И. Стравинскому. Балеты Стравинского (особенно «Весна священная», потрясшая весь музыкальный мир) помогли молодому композитору увидеть новые горизонты.

Еще в годы войны создаются 2 первые части оперно-ораториальной трилогии «Орестея: Агамемнон» (1914) и «Хоэфоры» (1915); 3 часть «Эвмениды» была написана позже (1922). Самым действенным выразительным средством становится ритм (так, декламация хора нередко сопровождается только ударными инструментами). Одним из первых Мийо для усиления напряженности звучания применил здесь одновременное сочетание разных тональностей (политональность). Текст трагедии Эсхила перевел и обработал видный французский драматург П. Клодель — друг и единомышленник Мийо в течение многих лет. «Я оказался на пороге жизненного и здорового искусства..., в котором чувствуется высвобожденная от пут мощь, энергия, одухотворенность и нежность. Это искусство Поля Клоделя!» — вспоминал впоследствии композитор.

В 1916 г. Клоделя назначают послом в Бразилии, и Мийо в качестве личного секретаря едет с ним. Свое восхищение яркостью красок тропической природы, экзотикой и богатством латиноамериканского фольклора Мийо воплотил в «Бразильских танцах», где политональные сочетания мелодии и аккомпанемента придают звучанию особую остроту и пряность. Балет «Человек и его желание» (1918, сценарий Клоделя) написан под впечатлением от танца В. Нижинского, гастролировавшего в Рио-де-Жанейро с труппой русского балета С. Дягилева.

Возвратившись в Париж (1919), Мийо примыкает к группе «Шести», идейными вдохновителями которой были композитор Э. Сати и поэт Ж. Кокто. Члены этой группы выступали против преувеличенной экспрессии романтизма и импрессионистской зыбкости, за «земное» искусство, искусство «повседневности». В музыку молодых композиторов проникают звучания XX в.: ритмы техники и мюзик-холла.

Ряд балетов, созданных Мийо в 20-х гг., объединяет дух эксцентрики, спектакля-клоунады. В балете «Бык на крыше» (1920, сценарий Кокто), где показан американский бар в годы сухого закона, звучат мелодии современных танцев, например танго. В «Сотворении мира» (1923) Мийо обращается к джазовому стилю, взяв за образец оркестр Гарлема (негритянский квартал Нью-Йорка), с оркестрами такого рода композитор познакомился во время гастролей в США. В балете «Салат» (1924), возрождающем традицию комедии масок, звучит старинная итальянская музыка.

Разнообразны поиски Мийо и в оперном жанре. На фоне камерных опер («Страдания Орфея», «Бедный матрос» и др.) возвышается монументальная драма «Христофор Колумб» (по Клоделю) — вершина творчества композитора. Большинство произведении для музыкального театра написано в 20-х гг. В это время создаются также 6 камерных симфоний, сонаты, квартеты и др.

Композитор много гастролировал. В 1926 г. он посетил СССР. Его выступления в Москве и Ленинграде никого не оставили равнодушными. По словам очевидцев, «одни возмущались, другие недоумевали, третьи относились положительно, а молодежь — даже восторженно».

В 30-е годы искусство Мийо приближается к жгучим проблемам современного мира. Вместе с Р. Ролланом. Л. Арагоном и своими друзьями — членами группы «Шести» Мийо участвует в работе Народной музыкальной федерации (с 1936), пишет песни, хоры, кантаты для самодеятельных коллективов, широких народных масс. В кантатах он обращается к гуманистическим темам («Смерть тирана», «Кантата о мире», «Кантата о войне» и др.). Композитор также сочиняет увлекательные игры-пьесы для детей, музыку к кинофильмам.

В 1939 году в связи с усилившимися нацистскими настроениями в Европе Мийо покидает Францию. Во время немецкой оккупации Франции почти все его родственники погибли в концентрационных лагерях смерти. Этому трагическому событию спустя десять лет была посвящена кантата Мийо "Огненный замок". К 1940 году композитор перебрался в США, где по рекомендации дирижёра Пьера Монтё получает преподавательскую должность в колледже Миллс в Окленде. Одним из наиболее известных его учеников в это время стал знаменитый в будущем джазовый пианист и композитор Дэйв Брубек.

После окончания Второй мировой войны Мийо периодически возвращался во Францию, давал мастер-классы в Парижской консерватории и продолжал преподавать в Миллсе до 1971 года.

Все больше его привлекала инструментальная музыка. После шести симфоний для камерных составов (созданных в 1917-23 гг.) он пишет еще 12 симфоний. Мийо — автор 18 квартетов, оркестровых сюит, увертюр и многочисленных концертов: для фортепиано (5), альта (2), виолончели (2), скрипки, гобоя, арфы, клавесина, ударных, маримбы и вибрафона с оркестром

Среди работ последнего тридцатилетия — сочинения в самых разных жанрах: монументальная эпическая опера «Давид» (1952), написанная к 3000-летнему юбилею Иерусалима, опера-оратория «Святой Людовик — король Франции» (1970, на текст Клоделя), комедия «Преступная мать» (1965, по П. Бомарше), ряд балетов (в т. ч. «Колокола» по Э. По), множество инструментальных произведений.

Последние несколько лет Мийо провел в Женеве, продолжая сочинять и работать над завершением автобиографической книги «Моя счастливая жизнь».

Список основных произведений Дариюса Мийо

Оперы (всего 16)

«Заблудшая овца», либретто Ф. Жамма (1910—1915)
«Эвмениды», по трагедии Эсхила в переводе П.Клоделя (1922)
«Несчастья Орфея», либретто А. Люнеля (1924)
«Эсфирь из Карпантра», либретто А. Люнеля (1925)
«Бедный матрос», либретто Ж. Кокто (1926)
Три «оперы-минутки»: «Похищение Европы», «Покинутая Ариадна», «Избавление Тезея», либретто А. Оппено (1927)
«Христофор Колумб», текст драмы П. Клоделя (1929)
«Максимилиан», либретто А. Люнеля (1930)
«Медея», либретто М. Мийо (1938)
«Боливар», либретто М. Мийо по драме Ж. Сюпервьеля (1943)
«Давид», либретто А. Люнеля (1952)
«Фиеста», либретто Б. Виана (1958)
«Преступная мать», либретто М. Мийо по П. Бомарше (1965)
«Святой Людовик — король Франции», опера-оратория, текст П. Клоделя (1970)

Балеты (всего 13)

«Человек и его желания», сценарий Ж. Кокто (1910)
«Бык на крыше», пантомима-фарс, сценарий Ж. Кокто (1919)
«Новобрачные на Эйфелевой башне» (совместно с Ж. Ориком и др.), сценарий Ж. Кокто (1921)
«Сотворение мира», сценарий Б. Сандрара (1923)
«Салат», балет-сатира с пением, сценарий Фламана (1924)
«Голубой экспресс», танцевальная оперетта, сценарий Ж. Кокто (1924)
«Колокола», по Э. По (1945)
«Сбор лимонов» (1950)
«Сбор винограда» (1952)
«Ветка с птицами» (1959)

Произведения для оркестра

12 симфоний (1939—1961), в том числе Третья (с хором) — «В честь окончания войны» (1946), Четвертая — «К столетию революции 1948 года» (1947), Восьмая (посвящена Роне, 1957), Одиннадца­тая — Романтическая (1960), Двенадцатая — Сельская (1961)
Концертная симфония (1959)
Сюиты, в том числе Бразильская (1919), Провансальская (1936), Французская (1944), Сельская (1953)
«Карнавал в Лондоне» (1937)
Ода погибшим на войне (1963)

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

1.  Брянцева В. Н. Музыкальная литература зарубежных стран  /  В. Н. Брянцева. - 2012
2. Из истории зарубежной музыки / ред.-сост. С. Н. Питина Вып. 2. - 1977
3. Гуревич Е. Л. История зарубежной музыки / Е. Л. Гуревич. - 2000
4. Прохорова И. А. Музыкальная литература зарубежных стран / И. А. Прохорова. - 1997
5. Алексеева Л. Н. Страницы зарубежной музыки XIX века / Л. Н. Алексеева, В. Ю. Григорьев. - 1983
6. Музыкальная литература зарубежных стран / [сост. Р. И. Барановская и др.]; под ред. Б. В. Левика Вып.5:[Творчество Ш. Гуно, Ж. Бизе, Б. Сметаны, А. Дворжака, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Равеля]. - 1984
7. Галацкая В. С. Музыкальная литература зарубежных стран / В. С. Галацкая - 1985
8. Очерки по истории зарубежной музыки XX века / сост. С.Н.Богоявленский. - 1983
9. Гидаш А. Другая музыка нужна / А. Гидаш ; пер. с венг. А. Кун. - 1977
10. Попова Т. В. Зарубежная музыка XIX века / Т. В. Попова, Г. С. Скудина. - 1981
11. Исполнительское искусство зарубежных стран / сост. и ред. пер. с нем., англ. Я. И. Мильштейна Вып.8:Воспоминания скрипача / Карл Флеш. Фортепианные сонаты Бетховена; Музыкальные наблюдения; Иоганн Себастьян Бах / Эдвин Фишер. Радости и печали  / Пабло Казальс. - 1977
12. Конен В. Д. История зарубежной музыки / В. Д. Конен Вып. 3: Германия, Австрия, Италия, Франция, Польшас. - 1972

Материал подготовлен Игониной Е.Е.


Просмотров: 239














Поиск по сайту

Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
ЕленаИгонина
Форма входа

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ