ДРАМАТУРГ АЛЕКСЕЙ АРБУЗОВ
Детство и юность
Алексей Николаевич родился 26 мая 1908 года в Москве. Революция 1917-го не разрушила жизнь дворянской семьи Арбузовых, потому что они потерпели крах задолго до нее. Отец, ранее занимавший дипломатическую должность и служивший в банке, успел разориться и оставил жену с ребенком, вернувшись к первой супруге.
Мать, хоть и принадлежала к помещичьему сословию, капиталов не имела, а потому жить им с сыном приходилось впроголодь. Они переехали в Петроград, где 8-летний Алеша начал получать образование в гимназии, однако вскоре учебу пришлось оставить. Мать заболела и в 1919 году умерла, оставив мальчика сиротой. С тех пор начались скитания и жизнь бродяги, которая привела Арбузова в колонию для трудных подростков.
Однако судьба оказалась благосклонной к юноше и уберегла его от криминального мира, в обмен подарив влюбленность в театр. Впервые увидев спектакль новообразованного БДТ, Алексей загорелся лицедейством и стал буквально жить сценой. А еще юноша пытался учиться в театральном балетном училище, но из-за детских травм его танцевальные перспективы оказались неважными. В 14 лет он устроился статистом в «Мариинку», а позднее поступил учеником к Павлу Гайдебурову, руководившему Передвижным театром. Там Арбузов стал играть в пьесах, а в 20 лет принял решение уйти в самостоятельное плавание.
Личная жизнь
Личная жизнь драматурга складывалась бурно. Впервые он сильно влюбился еще в молодости, встретив актрису Лидию Мишину. Прожив вместе 4 года и покочевав вместе из труппы в труппу, они разбежались. А Арбузов полюбил Татьяну Алексеевну Евтееву, работавшую в Театре им. В. Мейерхольда. Чувствам не помешала разница в возрасте: женщина была старше Алексея на 5 лет. Они поженились, и в 1935 году родилась дочка Галя, впоследствии ставшая кинокритиком и сценаристом.
Однако этому браку пришел конец после встречи драматурга с Анной Богачевой. Молодая артистка из рабоче-крестьянской семьи очаровала мужчину живостью и талантом. Она стала жить с ним, несмотря на то, что консервативные родители осуждали выбор дочери. Им было трудно понять девушку, которая предпочла Зиновию Гердту и Исаю Кузнецову женатого мужчину с ребенком.
После женитьбы Анна родила двоих детей, Варвару и Кирилла. В семейном архиве сохранилось много совместных фото.
Оба наследника Арбузова связали жизнь с творчеством. Варя вышла замуж за режиссера Савву Кулиша и занялась продюссированием, а Кирилл сначала пробовал себя в актерском деле, а затем стал театроведом. Перу сына принадлежат две книги о биографии Алексея Николаевича — «Разговоры с отцом» и «Другая цивилизация».
Воспоминания чередуются здесь с дневниковыми записями и эссе, проливая свет на творческую мастерскую драматурга. Кирилл рассказывает, что в детстве приходилось терпеть строгость отца, который стремился вырастить из детей спартанцев, заставляя по утрам бегать и обливаться холодной водой. Также сын вспоминает, что злился на отца из-за его измен матери.
Прожив с Арбузовым 30 лет, жена устала терпеть его романы с актрисами, о которых знала вся страна, и подала на развод. Она также мучилась из-за собственной нереализованности, поскольку оставила карьеру ради семьи. Их дача в Переделкино, обустроенная ее руками, долгое время была гостеприимным домом для писателей, артистов, режиссеров и прочих творческих друзей. Дети поначалу держали обиду на отца, но в итоге смогли понять его артистическую «внесемейную» натуру и помирились с ним.
Творчество
В конце 1920-х годов Арбузов предпринял попытку организовать «Цех экспериментальной драмы» и разъезжал с единомышленниками по уездным городам в «агитвагонах». Репертуара артистам не хватало, а потому Алексей решил сам писать пьесы. Первые опыты не приносили успеха, а прорывом стала написанная в 1938 году «Таня», премьера которой состоялась в Театре Революции. С тех пор произведение ставили на сценах по всей стране, а автор стал востребованным театральным драматургом.
Вместе с Валентином Плучеком мужчина организовал студию, которая с началом Великой Отечественной войны стала фронтовым театром. Он продолжил пополнять библиографию новыми текстами, которые становились спектаклями и обретали экранизации, в их числе «Иркутская история», «Старомодная комедия», «Сказки Старого Арбата». Фильмография Арбузова насчитывает с десяток работ.
Пьесы Алексея Николаевича оказались близкими зрителю, который нуждался в утешении и сказке. Его нередко обвиняли в театральности и отрыве от социальных проблем, но автор продолжал гнуть свою линию и писать чуть наивные, сентиментальные истории, в центр которых ставились душевные переживания героев.
«Мой бедный Марат», «Жестокие игры», «Годы странствий» смотрят на человека любовно и стараются «объяснить, а не обвинить».
Этот светлый взгляд роднит с произведениями Арбузова зрителей любого возраста, пола и национальности. И сейчас, когда творчество многих советских авторов считается пережитком соцреализма, эти пьесы кажутся полными жизни и искренности.
Смерть
Драматург прожил 77 лет, в последние годы жизни испытывая проблемы со здоровьем, которые стали причиной смерти, наступившей 20 апреля 1986 года. Арбузов ушел, окруженный народной любовью и признанием. Его произведения становились фильмами и ставились как в советских театрах, так и за рубежом, за что в 1980-м автора удостоили Государственной премии СССР.
Незадолго до кончины мужчина еще намеревался посетить премьеру своей пьесы в Театре имени Моссовета. Уже понимая, что уходит, Алексей Николаевич завещал дочери сохранять семейные связи, прощать близких и не бросать их. И признался, что очень виноват перед ее матерью. Похоронили Арбузова на Кунцевском кладбище Москвы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
1. Арбузов, А. Иркутская история: пьесы / А. Н. Арбузов. - М.: Эксмо, 2007. - 640 с.
2. Арбузов, А. Таня. Жестокие игры: пьесы: [для ст. шк. возраста] / А. Н. Арбузов; [вступ. ст. И. Монисовой]. - М.: Дет. лит., 2006. - 168 с.
3. Арбузов, А. Драмы / А. Н. Арбузов. - М.: Советский писатель, 1983. – 480 с.
4. Бугров, Б. Русская советская драматургия: (1960 - 1970-е годы): учеб. пособ. / Б. С. Бугров. - М.: Высш. школа, 1981. - 286 с.
5. Имихелова, С. Современный герой в русской советской драматургии 70-х годов / С. С. Имихелова; АН СССР. - Новосибирск: Наука, 1983. - 124 с.
6. Советская драматургия: [сборник / сост. А. Г. Казакова; послесл. Д. Гладковской]. - СПб.: Лениздат, 1978. - 719 с.
7. Громова, М. Русская современная драматургия: учеб. пособие для студентов-филологов, учащихся средних учебных заведений гуманитарного профиля: для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / М. И. Громова. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 160 с.
8. Канунникова, И. Русская драматургия ХХ века: учебное пособие / И. А. Канунникова. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 208 с.
9. Цисарж, Я. Великие писатели-драматурги / Я. Цисарж. - М.: Аскон, 1998. - 64 с.
10. Русская драматургия: избр. пьесы. - СПб.: Лениздат, 1974. - 696 с. |