ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ КОМПОЗИТОРА АЛЕКСАНДРА СКРЯБИНА
Александр Николаевич Скрябин родился в 1872 году в семье дипломата и пианистки.
К сожалению, мать – Татьяна Щетинина, рано ушла из жизни и воспитанием мальчика занимались бабушка и тётя.
С ранних лет Александр увлекался игрой на фортепиано, успешно подбирал мелодии и даже занимался сочинительством. Уже в 7 лет юный пианист создал оперу в честь первой любви.
По семейной традиции, в 1892 году, мальчик поступил во Второй Московский кадетский корпус. В этот период Александр впервые выступил перед публикой и попробовал себя в роли композитора.
За год до окончания корпуса, юноша становится студентом Московской консерватории (отделение композиции и фортепиано). К этому моменту на счету Скрябина было уже более 70 собственных сочинений.
На старших курсах студенты занимались свободным сочинительством: Скрябин проявил себя, как человек выходящий за рами привычных канонов музыки, и создавал множество странных произведений.
Обучался музыке одновременно с С.Рахманиновым, но во взрослом возрасте они стали непримиримыми соперниками.
Александр Скрябин обладал врождённой способностью воспринимать музыку не только в звуке, но и в цвете.
Скрябин очень любил бывать на солнце и всегда старался творить именно при солнечном свете.
Чтобы дать жизнь идее Скрябина, Модест Альтшулер (дирижер Оркестра Русского симфонического общества), приобрёл особый инструмент, названный «хроломой». Этот диковинный агрегат во время выступления оркестра проецировал цвет на экран.
В период раннего творчества, Александр Скрябин был так увлечён сочинениями Фредерика Шопена, что держал сборник нот великого мастера под подушкой.
В следствии творческого конфликта, Александр Николаевич остаётся без диплома композитора и заканчивает учебное заведение только с дипломом пианиста.
Почти всё своё время юноша отдавал игре на инструменте, и эта увлечённость привела к серьёзной болезни правой руки. Здесь талантливый молодой человек проявил себя неординарно: он создал «Прелюдию» и «Ноктюрн», которые предназначались для левой руки.
Надо отметить, что заболевание отложило свой отпечаток на душевное состояние Александра: именно в этот период в его дневниках появляются первые философские записи.
Не поддаваясь унынию, Скрябин, соблюдал рекомендации врачей по лечению руки, и создал собственную систему для разработки травмированной конечности: подвижность вернулась, но возвратить прежнюю виртуозность так и не удалось. И снова «в бой» вступила неординарность личности: Александр стал уделять всё больше времени нюансировке игры, чтобы обрести умение подчёркивать едва уловимые, но такие важные моменты звучания произведений.
По воспоминаниям директора консерватории, Василия Сафонова, Скрябин позволял фортепиано «дышать» с помощью особой манеры работы с педалями инструмента.
1894 год ознаменовался для гения авторским концертом в Санкт-Петербурге, где Скрябин знакомится с Митрофаном Беляевым: увлеченным музыкой и меценатством предпринимателем. Вскоре он поможет Александру организовать турне по Европе, где талант русского композитора потрясёт публику.
Возращение в Москву в 1898 году, ознаменовалось для композитора и пианиста окончанием «Третьей сонаты», работа над которой была начата ещё в Париже.
В этом же году, для обретения источника дохода, Александр Николаевич начинает профессорскую деятельность в Московской консерватории по классу фортепиано.
Несмотря на огромную занятость, композитор в 1900 году заканчивает работу над большим произведение для оркестра. В нём, по уже сложившейся для себя традиции, Скрябин создаёт нечто новое и уникально для своего времени: так в Первой симфонии 6, а не 4 части, в последней – включено вокальное исполнение.
Раскрыть драматургический талант композитору помогает 1903 год и Третья симфония.
Его невероятная «Божественная поэма» рассказывает слушателям о росте духа человека на протяжении его жизни. Поделенная на составные части, она повествует о борьбе, наслаждении, божественной игре и названы части соответственно.
Премьера уникального произведения состоялась сначала в Париже, а затем в Санкт-Петербурге(1906 год).
Русский музыковед Александр Оссовский рассказывал об ошеломляющем впечатлении, которая симфония произвела на публику. Он считал, что ей под силу возвести искусство в новую эру своего существования.
1906 год в жизни Скрябина начался новым этапом в творчестве – композитор на полгода уехал на гастроли: он посетил Америку и Францию. В это же время автором была завершена «Поэма экстаза» - сочинение, пропитанное духом революции.
Возвращался на Родину Скрябин настоящей звездой своего времени: его произведения звучали на лучших площадках столицы, а композитор гастролировал по городам Поволжья.
Наконец, композитор принялся за грандиозное произведение всей своей жизни, мысли о которой он вынашивал около 10 лет.
По мнению Александра великая «Мистерия» объединила бы в себе все виды искусств – архитектуру, живопись, танцы, поэзию и музыку.
Самое знаменитое произведения Александра Скрябина «Прометей» родилось в 1911 году.
По признанию композитора в симфонической поэме должен быть свет, так как он присутствует в каждой тональности. Таким образом «Прометей» - своего рода огненный световой язык музыки.
Партия света была прописана отдельно и именовалась «LUCE». К сожалению, технические возможности того времени не позволили светой партии состояться и премьера прошла без неё. Современники Скрябина рассказывали, что для постановки «Прометея» потребовалось 9 (вместо обычных 3) репетиций; а партия огня звучала, как истинный голос хоаса, рожденного из глубоких недр.
«Прометей» стал своего рода первым наброском «Мистерии», поставить которую так и не удалось.
«Прометей» в истинной задумке Скрябина был представлен публике в 1915 году в Нью-Йорке ( всего за месяц до смерти талантливого автора.)
Самое известное исполнение «Прометея» Александра Скрябина в наше время состоялось в 2010 году. Отметим, что на подготовку, артисты и техники Йельского симфонического оркестра, потратили около одного года.
Некоторые произведения Скрябина написаны своеобразным музыкальным языком и воспринимались современниками как какофония.
Седьмая соната Александра Скрябина в своём финале содержит аккорд, состоящий из 25 звуков. Чтобы точно его исполнить, нужна слаженная игра трех пианистов.
В 1915 году жизнь Александра Скрябина оборвалась. Он ушёл от нас от заражения крови, которое вызвал нарыв на верхней губе. Болезнь быстро прогрессировала, и медики были бессильны…
Известно, что договор аренды жилья на Арбате, заключённого на 3 года, истёк ровно в день смерти композитора.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
1. Федякин, С. Скрябин / Сергей Федякин. - М.: Молодая гвардия, 2004. - 557 с.
2. Неизвестный Скрябин [Ноты]: пьесы. - СПб.: Нота, 2004. - 52 с.
3. Беляев, В. Мусоргский, Скрябин, Стравинский: сб. статей / В. М. Беляев. - М.: Музыка, 1972. - 125 с.
4. Михайлов, М. Александр Николаевич Скрябин: (1872 - 1915): попул. монография / М. К. Михайлов. - 3-е изд. - Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1982. - 112 с.
5. Сто великих композиторов / авт.-сост. Д. К. Самин. - М. : Вече, 2000. - 623 с.
6. Бэлза, И. Александр Николаевич Скрябин / И. Ф. Бэлза. - М.: Музыка, 1983. - 176 с.
7. Енукидзе, Н. Русская музыка конца XIX - начала ХХ века: п. Чайковский, А. Скрябин, С. Рахманинов: кн. для чтения / Н. И. Енукидзе; под общ. науч. ред. Д. К. Кирнарской. - М.: Росмэн: Росмэн-пресс, 2002. - 106 с.
8. Летопись жизни и творчества А.Н. Скрябина / составители М. П. Пряшникова, О. М. Томпакова. - М.: Музыка, 1985. - 294 с.
9. Скрябин, А. Две поэмы [Ноты]: соч. 32, № 1, № 2: для фортепиано / А. Н. Скрябин. - М.: Музыка, 1975. - 8 с.
10. Скрябин, А. Листки из альбома [Ноты]: для фортепиано / А. Н. Скрябин. - М.: Музыка, 1982. - 7 с. |