КОМПОЗИТОР АЛЕКСАНДР ГЛАЗУНОВ
Родился Александр Глазунов в Санкт-Петербурге в 1865 году. Отец Глазунова работал книгоиздателем, мать была пианисткой. Образование получил во Втором петербургском реальном училище, по окончании которого некоторое время был вольнослушателем в Петербургском университете. Одарённый хорошим слухом и музыкальной памятью, Глазунов начал обучаться игре на фортепиано с девяти лет, сочинять с одиннадцати.
В 1879 году он познакомился с Милием Балакиревым, который отметил незаурядный талант юноши и рекомендовал его Николаю Римскому-Корсакову. С Римским-Корсаковым Глазунов начал частным образом изучать теорию музыки и композицию, и за полтора года прошёл весь курс гармонии, форм и инструментовки.
Уже в 1882 году Глазунов написал свою Первую симфонию, которая с успехом была исполнена под управлением Балакирева, а вскоре появился его первый струнный квартет. Творчеством Глазунова вскоре заинтересовался известный меценат и покровитель искусства Митрофан Беляев, ставивший своей целью поддержку молодых русских композиторов.
В 1885 году Беляев организовал цикл Русских симфонических концертов и музыкальное издательство в Лейпциге, а годом ранее при его поддержке Глазунов впервые отправился за границу, где была исполнена его Первая симфония, и где он познакомился с Ференцем Листом, одобрительно отозвавшимся о его творчестве. Вернувшись в Петербург, Глазунов стал одним из членов так называемого «Беляевского кружка», в который входили также Римский-Корсаков, Лядов, Малишевский, Витолс, Блуменфельд и другие музыканты. Продолжая традиции «Могучей кучки» по части развития русской композиторской школы, беляевцы также держали курс на сближение с западной музыкальной культурой.
В 1887 году умирает Александр Бородин, оставив неоконченными свою оперу «Князь Игорь» и Третью симфонию. За их окончание и оркестровку берутся Римский-Корсаков и Глазунов. Феноменальная память Глазунова позволила ему полностью восстановить услышанную в исполнении на фортепиано самого Бородина незадолго до его смерти увертюру к опере и фрагменты третьего действия, а благодаря музыкальным навыкам он смог полностью оркестровать симфонию.
В 1889 году он дебютирует как дирижёр, исполняя свою Вторую симфонию на Всемирной выставке в Париже. В начале 1890 годов Глазунов переживает творческий кризис, который сменяется новым подъёмом: он пишет три симфонии, камерные произведения и балет «Раймонда», ставший наиболее известным его сочинением.
В 1899 году он получает место профессора Петербургской консерватории, в которой работал непрерывно около тридцати лет. После событий 1905 года, когда из консерватории за поддержку революционно настроенных студентов был уволен Римский-Корсаков, Глазунов в знак протеста также покинул свой пост, но уже в декабре того же года, после того, как консерватория была отделена от Русского музыкального общества, вернулся в неё и вскоре был избран ее директором. На посту директора Глазунов провёл огромную работу: приводил в порядок учебные планы, основал оперную студию и студенческий оркестр, значительно повысил требования к студентам и преподавателям, в конце каждого учебного года лично присутствовал на всех экзаменах и писал характеристики на каждого студента.
После Октябрьской революции Глазунов сумел остаться на своём посту, наладив отношения с новым режимом, и в частности с наркомом просвещения Анатолием Луначарским, и сохранить за консерваторией престижный статус. Он выступал как дирижёр на фабриках, в клубах и др., принимал участие в музыкально-общественной жизни страны.
В 1922 году ему было присвоено звание народного артиста Республики. Тем не менее, против Глазунова в консерватории были настроены как некоторые группы профессоров, желавших более прогрессивных методов преподавания, так и студентов, жаждавших большей свободы.
В 1929 году 64-летний Александр Глазунов, наконец, устроил свою личную жизнь и женился на 54-летней Ольге Николаевне Гавриловой. Елена, ее дочь от первого брака, солировала на концерте для фортепиано с оркестром № 2 Глазунова в Париже. Композитор удочерил Елену, и до самой смерти она носила фамилию приемного отца.
В 1928 году Глазунов был приглашён на композиторский конкурс в Вену, посвящённый столетию со дня смерти Франца Шуберта, и по его окончании принял решение не возвращаться в СССР. Глазунов всегда заявлял, что его отъезд за границу был обусловлен слабым здоровьем, а не идеологическими причинами, что позволило ему сохранять творческие связи с ленинградской музыкальной общественностью. Глазунов формально числился ректором консерватории до 1930 года (его обязанности исполнял Максимилиан Штейнберг). Некоторое время Глазунов выступал как дирижёр, а в 1932 году в связи с ухудшившимся здоровьем вместе с женой поселился в Париже, где изредка сочинял.
Александр Глазунов умер 21 марта 1936 года в коммуне Нёйи-сюр-Сен, недалеко от Парижа. Причина смерти — сердечная недостаточность. Общественность пребывала в шоке: многие думали, что композитор ушел из жизни годы назад.
В 1972 году прах Глазунова транспортировали в Ленинград и захоронили на Тихвинском кладбище, в некрополе мастеров искусств. Могила оформлена скромно, если судить по фото: русский православный крест и бюст композитора. На надгробии написано: Alexandre Glazounow.
В Мюнхене открыт институт, занимающийся исследованием творчества композитора, архив его партитур хранится в Париже. Именем композитора назван малый зал Санкт-Петербургской консерватории.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
1. Курцман, А. А.К. Глазунов: [для сред. и ст. шк. возраста] / А. С. Курцман. - 2-е изд., перераб. - М.: Музыка, 1977. - 126 с.
2. Крюков, А. Александр Константинович Глазунов / А. Н. Крюков. - М.: Музыка, 1982. - 143 с.
3. Глазунов, А. Романсы и песни [Ноты]: для голоса в сопровожд. фортепиано / А. К. Глазунов; сост. А. Ерохин. - М.: Музыка, 1984. - 64 с.
4. Я познаю мир. Великие композиторы : энциклопедия / Т. Ю. Кравченко. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 397 с.
5. Евсеев, Б. Русские композиторы: рассказы о жизни, летопись творческого пути / Б. Т. Евсеев. - М.: Белый город, 2002. - 48 с.
6. Енукидзе, Н. Русская музыка конца XIX - начала ХХ века: п. Чайковский, А. Скрябин, С. Рахманинов : кн. для чтения / Н. И. Енукидзе; под общ. науч. ред. Д. К. Кирнарской. - М.: Росмэн : Росмэн-пресс, 2002. - 106 с.
7. Избранные пьесы русских композиторов, XIX век: для фортепиано / Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Цезарь Антонович Кюи. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 122 с.
8. Сто великих композиторов / авт.-сост. Д. К. Самин. - М.: Вече, 2000. - 623 с.
9. 166 биографий знаменитых композиторов: зарубежные композиторы, русские композиторы / ред.-сост. Л. В. Михеева. - СПб.: Композитор, 2000. - 208 с.
10. Мусский, С. Самые знаменитые композиторы России / С. А. Мусский. - М.: Вече: Вече 2000, 2003. - 477 с. |