К ЮБИЛЕЮ ВОЕННОГО ЛЕТЧИКА ПЕТРА НЕСТЕРОВА
Петр Нестеров был легендой русской авиации времен Первой мировой войны, пилотом, впервые в истории выполнившим фигуру высшего пилотажа под названием «мертвая петля». Последним подвигом штабс-капитана стало уничтожение вражеского самолета путем непосредственного контакта — самолет, управляемый героем, протаранил австрийский биплан.
Уже в 10 лет, чтобы помочь матери, Нестеров по собственному желанию поступил в кадетский корпус, где когда-то преподавал его отец.
По воспоминаниям товарищей, он с детства был смелым и отзывчивым человеком, однако при этом обладал обостренным чувством прекрасного. Не мог пройти мимо расцветающего дерева, не насладившись видом.
Юноша играл на мандолине и пел. Учителя даже предсказывали ему большое будущее в музыке.
Но все же двумя главными увлечениями Петра были точные науки и книги о путешествиях. Еще одна страсть – орнитология. С увлечением Нестеров часами наблюдал за полетами птиц, а вместе с тем сам мечтал о небе.
Он вступает в различные кружки воздухоплавания, знакомится с известными конструкторами, в том числе Артемием Кацаном и Петром Соколовым, пытается сам мастерить планеры. Первый летательный аппарат Петру помогла соорудить его мама. Именно она сшила обшивку для судна по конспектам сына. В августе 1911 года будущий великий авиатор привязал свой планер к лошади и впервые поднялся в воздух на три метра. Это был первый из многих полетов Нестерова.
Однажды он набрал немыслимую по тем временам высоту в 1600 метров, выключил мотор и «восьмерками» спланировал над Варшавой. Ничего подобного до Нестерова не выполняли не только в России, но и во всем мире.
9 сентября 1913 года он взмыл в воздух, поднял свой Nieuport на километровую высоту, а затем выключил мотор и начал пикировать. Петр вновь включил мотор, направил самолет вертикально вверх, затем на спину и вертикально вниз. Таким образом, он описал петлю, а затем без проблем приземлился.
Свой самый известный военный подвиг Нестеров совершил 8 сентября 1914. К сожалению, он же стал для него последним. Петр считал, что отсутствие на самолетах оружия – это не повод не вести воздушный бой. Нестеров взмыл в воздух прямо над австрийцем, обошел его со спины и протаранил своим самолетом вражеский «Альбатрос». Оба пилота погибли.
Нестеров был похоронен в Киеве, но его приемы, в том числе таран и «мертвая петля», оказались бессмертными. Уже советские летчики повторяли их в годы Великой Отечественной войны. Первого воздушного аса до сих пор приводят в пример молодым курсантам летных училищ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
1. Энциклопедия военного искусства. Военные летчики. Асы Второй мировой войны/сост. Н. Н. Крюков. - 1998.
2. Каманин Н. П. Летчики и космонавты/Н. П. Каманин. - 1972.
3. Летчики / [сост. В. А. Митрошенков ; вступ. ст. И. Кожедуба]. - 1978.
4. Чечельницкий Г. А. Летчики на войне/Г. А. Чечельницкий. – 1974.
5. Трунов, К. И. Петр Нестеров / К. И. Трунов. - М.: Сов. Россия, 1975.
6. Бурче, Е. Ф. Нестеров / Е. Ф. Бурче. - М.: Молодая гвардия, 1955.
7. Самолеты. - Смоленск: Русич, 2004.
8. Кацаф, А. М. Самолеты: [шк. путеводитель] / А. М. Кацаф. - СПб.: БКК, 2007.
9. Обухович, В. А. Самолеты первой мировой войны : впервые все типы и модификации самолетов Австро-Венгрии, Великобритании, Германии, Франции, России, Италии / В. А. Обухович, А. Никифоров. - Минск: Харвест, 2003.
10. Хансен, О. С. Самолеты / О. С. Хансен. - М.: Махаон, 1998.
Материал подготовлен Никитенко С.Н.
|