Фирменный стиль Года литературы
Список мероприятий Года литературы в России утверждён Роспечатью
Актуальное направление – книжные выставки: методическое пособие
100 книг как исследование русской души: текст
О пользе чтения http://fit4brain.com/530
Песни о книге и чтении: ссылка
Подростковая проза: http://bukabench.com/books-collections/collection/?id=186
Как подружить детей и книги http://letidor.ru/article/deti_i_knigi_kak_podruzhit_ikh_29588/
Родители и чтение: советы писателя и педагога
http://letidor.ru/article/marina_aromshtam_30384/
Список книг от подростка http://letidor.ru/article/spisok_knig_ot_podrostka__118499/
Через Интернет к чтению
http://www.slideboom.com/presentations/1023074/%D0%9A%D0.
Как мы будем читать в 21-ом веке?: текст
Танго с книгой: видео
КНИГА – ОДНО ИЗ ЧУДЕС: текст
ЗАНИМАЙСЯ ЧТЕНИЕМ!: статья
Сайт Года литературы
Литература - язык, выражающий всё, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать.
И.А.Гончаров http://www.zitata.com/goncharov.shtml
Слово писателя - огромная сила, это стало известно не сегодня и не вчера даже. Классическая литература каждого из развитых народов, и, может быть, русская классика в первую очередь, явилась генератором высокой духовности, которая дала силу народам выстоять в годы труднейших исторических испытаний, сохранить язык, культуру, нравственное здоровье поколений. А ведь многие классики вряд ли сознательно ставили перед собой столь грандиозные и так далеко отстоящие цели. При всем даровании (которое, кстати, многие из них расценивали весьма сдержанно) они больше заботились о современности, задачах злободневных и близких. Как же им удалось создать действительно бесценную сокровищницу духовности, способную влиять на народное сознание спустя многие годы, десятилетия и даже века? Я думаю, прежде всего потому, что их сердца исходили непрестанной болью за судьбы своего народа и человека как такового. Да, они понимали прекрасно, что человек несовершенен, "греховен", как говаривали в старину, что народ достоин лучшей исторической участи, что общественное устройство нуждается в реконструкции, может быть, в революционной переделке. Но они не поучали, ничего не навязывали, редко "призывали". Они показывали человечеству его собственный лик, оставляя ему, человечеству, решать, как быть дальше. Поскольку по своему духовному складу они были гуманистами, людьми, кроме таланта наделенными еще и кристальной человеческой совестью, их словам внимали современники, так же как спустя годы и столетия, внимали и мы, живущие в совершенно другое время, в другом социальном, политическом, нравственном климате.
Василь Быков "Все, что мы можем"
Давно и хорошо известно, что мир не утверждается сам собой, что за него надо бороться, потому что существуют человеконенавистники всех мастей, которые готовы ввергнуть человечество в пучину новой, невиданной по своим разрушительным последствиям войны. Вместе со всеми честными людьми мира писатели должны решительно возвысить свой голос во имя защиты жизни на земле.
Совершенно очевидно при этом, что прочного мира невозможно добиться без полного взаимопонимания между людьми. На путях к мирному сосуществованию все еще стоит множество различных предрассудков, вытекающих из длительной разобщенности различных культур. Литература - одно из испытанных средств разрушения этих предрассудков, укрепления взаимопонимания между народами. Но в укреплении такого взаимопонимания нуждаются и сами литераторы, чье личное общение и регулярные контакты в самых разнообразных формах также служат благородной идее мира.
Василь Быков "За счастье надо бороться"
Все мы живем в свое время, и худое ли оно, хорошее ли - для нас другого не будет. И мы должны выполнить наше, как бы сказали в старину, "божеское предначертание" - оставить после себя свидетельство об этом времени. Может быть, кое-что из сотворенного нами пригодится если не сейчас, то когда-либо в будущем. А если не пригодится, что ж, мы не посетуем, вспомним, сколько из созданного до нас не пригодилось, забыто, а ведь и в прошлом в литературе были не одни бе́здари. Главное, я думаю, мы должны делать свое дело честно и как можно лучше. Без спешки. Без лести и лукавства. Без желания потрафить во что бы то ни стало. Мы должны помнить, чем заканчивались самые изощренные попытки на этот счет. Но, скажете вы, зачем все это перед лицом того, что витает над миром? Не будет ли это простой тратой времени и усилий, когда... Может быть, будет. А может, и нет. Где тот мудрец, который с достаточной уверенностью ответит на это? Мы знаем, сколь туманно прошлое каждого народа, можно ли угадать наше будущее?.. С совершеннейшей определенностью ясно лишь то, что страна переживает сейчас, может быть, самый благополучный период своей истории - без голода, эпидемий, войн, с неотвратимой регулярностью каждые четверть века сотрясавших страны Европы; уровень культурного развития народных масс не имеет себе равного в прошлом...
Василь Быков "Всё, что мы можем"
9 РЕЦЕПТОВ ЛЕЧЕНИЯ ХОРОШЕЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
1. Трое в лодке, не считая собаки Джером К. Джером
Рецепт: чай, рисовый пудинг, проза Джерома. Принимать не менее двух раз в день.
2. Вино из одуванчиков Рэй Брэдбери
Читать, пить, вдыхать, по три-четыре главы в день. Лекарство от всего.
3. Сто лет одиночества Габриэль Гарсиа Маркес
Попробовать при бессоннице. На многих действует как хорошее снотворное.
4. Шоколад Джоанн Харрис
Принимать при окончательно заевшей серой действительности для развития фантазии и повышения настроения. Осторожно! Препарат в больших количествах вызывает привыкание.
5. Моя семья и другие звери Джеральд Даррелл
Действующее вещество экстракт из солнца Греции, аромата свободы, юмора и потрясающих рассказов о животных и людях.
6. Жареные зеленые помидоры Флэгг Фэнни
Увеличивает веру в добрых людей, а также действует как хороший чай с лимоном согревает, при этом вкусно и полезно.
7. Магазинчик на Цветочной улице Дебби Макомбер
Хорошая, добрая книжка-таблетка. Если начать читать в состоянии крайней усталости после рабочего марафона, устроившись с чашкой какао на диванчике под теплым пледом, то через 30-50 страниц станет хорошо и тепло на душе.
8. Анжелика и её любовь Анн и Серж Голон
Замечательное лекарство от хандры. Начинаешь верить в то, что если любовь настоящая, то она действительно преодолеет все.
9. Унесенные ветром Маргарет Митчелл
Советуем при тоскливой погоде и печальном настроении. Принимать в любом количестве до полного излечения. Противопоказаний и побочных эффектов не обнаружено.
Фазиль Искандер о литературе :
Всю мировую литературу я разделяю на два типа -- литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии. Разумеется, при этом качество литературного произведения зависит не от того, какого типа эта литература, а от силы таланта художника.
Интересно, что в русской литературе эти два типа художников появлялись нередко в виде двойчатки, почти одновременно.
Так, Пушкин и Лермонтов -- достигнутая гармония (Пушкин) и великая тоска по гармонии (Лермонтов). Такая же пара: Толстой -- Достоевский. В двадцатом веке наиболее яркая пара: Ахматова -- Цветаева.
Литература дома имеет ту простую человеческую особенность, что рядом с ее героями хотелось бы жить, ты под крышей дружеского дома, ты укрыт от мировых бурь, ты рядом с доброжелательными, милыми хозяевами. И здесь в гостеприимном и уютном доме ты можешь с хозяином дома поразмышлять и о судьбах мира, и о действиях мировых бурь.
Литература бездомья не имеет стен, она открыта мировым бурям, она как бы испытывает тебя в условиях настоящей трагедии, ты заворожен, затянут видением бездны жизни, но всегда жить рядом с этой бездной ты не хочешь.
Впрочем, это во многом зависит от характера читателя.
Литература дома -- преимущественно мудрость (Пушкин, Толстой).
Литература бездомья -- преимущественно ум (Лермонтов, Достоевский).
Мудрость сразу охватывает все окружение, но видит не так уж далеко,
потому что далеко видеть и не надо, поскольку, видя все вокруг, мудрость
убеждается, что человек везде человек и страсти человека вокруг одинаковы.
Ум имеет более узкий кругозор, но видит гораздо дальше. Так,
Достоевский разглядел далеких бесов и в бешенстве помчался на них, как бык на красную тряпку.
Литература дома всегда гораздо более детализирована, поскольку здесь мир -- дом и нельзя не пощупать и не назвать милую сердцу творца домашнюю утварь.
Литература бездомья ничем не детализирует, кроме многообразия своего бездомья, да и какие могут быть милые сердцу детали быта, когда дома нет.
Зато литература бездомья гораздо более динамична, она жадно ищет гармонию и в поисках этой гармонии постоянно убыстряет шаги, переходящие в пробежку, а иногда, отрываясь от земли, летит.
Безумный безудерж Достоевского -- и мощный замедленный ритм Толстого.
Как динамична Цветаева и как статична Ахматова! И обе -- великие поэты.
Ахматова -- литература дома. Цветаева -- литература бездомья. И сразу, с ранней юности, обозначилась таковой, хотя родилась и жила в уютном профессорском доме.
Оба поэта -- люди трагической судьбы. Но одна из них сразу стала поэтом дома, а другая поэтом бездомья.
В известной мере Ахматова и Цветаева выступают в двадцатом веке в роли Пушкина и Лермонтова. И мы как бы догадываемся, что если бы не роковые обстоятельства, Пушкин прожил бы долгую жизнь и умер бы своей смертью.
Лермонтов тоже прожил бы гораздо дольше, но трагический конец его был предрешен.
Разумеется, в совершенно чистом виде эти два типа литературы почти не существуют. Но как две мощные склонности они реальны. Они необходимы друг другу и будут сосуществовать вечно.
МАМЫ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Мама… Всего лишь четыре буквы, но как много смысла в них вложено. Как много переживаний и слёз скрывается за ними, и как много любви, нежности, счастья, доброты и тепла они несут в себе для каждого из нас! Мама – это воплощение любви и сострадания, это самое великолепное, что могла создать природа. Не зря столько прекрасных песен, стихов, рассказов посвящены Матери и Материнству.
А какие они, мамы русских писателей? Ведь мама – начало начал, она даёт новую жизнь, растит своё чадо, делает всё возможное и невозможное, чтобы ребёнок ни в чём не нуждался.
Надежда Осиповна Пушкина
Отношения между Пушкиным и его матерью всегда были прохладными. С детских лет Надежда Осиповна была строга с детьми, любимцем старших Пушкиных был сын Лев. Тем не менее и мать, и отец гордились талантом старшего сына.
Во время последней болезни матери Пушкин сблизился с ней, а после её смерти тяжело переживал утрату. Пушкин единственный из всей семьи сопровождал тело матери для погребения в Святогорский монастырь. Тогда же он купил участок земли рядом с её могилой для себя.
Мария Михайловна Лермонтова
Современники рассказывали о доброте Марии Михайловны, лечившей крестьян, вспоминали, что нередко она играла на фортепьяно и пела, взяв на колени сына. "Когда я был трех лет, — вспоминал Лермонтов, — то была песня, от которой я плакал... Ее певала мне покойная мать". Нежность к матери и тоска по ней нашли отражение во многих произведениях поэта.
Мария Ивановна Гоголь
Про свою семейную жизнь Мария Ивановна сообщает: "Жизнь моя была самая спокойная; характер у меня и у мужа был веселый. Мы были окружены добрыми соседями. Но иногда на меня находили мрачные мысли. Я предчувствовала несчастья, верила снам… ".
Мария Ивановна отличалась сильно повышенной впечатлительностью, религиозностью и суеверностью.
Варвара Петровна Тургенева
Своего мужа Варвара Петровна боготворила и побаивалась. Она предоставила ему полную свободу и ни в чем не ограничивала. Варвара Петровна, в основном, занималась воспитанием детей. Перенесенные в свое время в доме отчима и дяди страдания не лучшим образом отразились на ее характере. Своенравная , капризная, истеричная, к детям своим она относилась неровно. Порывы заботливости, внимания и нежности сменялись приступами ожесточения и мелкого тиранства. По ее приказу детей наказывали за малейшие проступки, а иногда и без всякой причины. Когда Тургенев подрос, его ужаснули картины насилия и несправедливости, с которыми он сталкивался на каждом шагу. На всю жизнь сохранились в сознании писателя горечь за несправедливо нанесенные обиды и унижения.
Мария Николаевна Толстая
Толстому было очень дорого то, что, как ему говорили, он был последней любовью своей матери: «Мне говорили, что маменька очень любила меня». Он любил слушать рассказы родных о больших ясных и лучистых глазах матери, о том, что она была необычайно добра и талантлива, правдива и сдержанна, предпочитала жизнь вдали от света, в кругу любимой семьи.
Толстой, говоря о матери, особенно выделял её высокие моральные качества, считая, что она очевидно была духовно выше отца. До глубокой старости Толстой бережно хранил память о матери, вспоминал её, писал о ней». За два года до смерти, летом 1908 г., он записал в дневник: «Нынче утром обхожу сад и, как всегда, вспоминаю о матери, о "маменьке", которую я совсем не помню, но которая осталась для меня святым идеалом. Никогда дурного о ней не слышал... Какое хорошее к ней чувство. Как бы я хотел такое же чувство иметь ко всем...»
Мамы подобны ангелам… А кто знает, может, они и есть наши ангелы-хранители, которые всегда оберегают нас от бед и печалей. Материнское сердце ощущает всё гораздо острей, чем мы представляем себе, оно отзывается на малейшие нотки грусти, боли, радости, счастья.
О матери можно говорить бесконечно. Но, как и Мама постоянно думает о своих детях, так и дети никогда не должны забывать про Маму, любить, ценит и уважать её!
- Уилсон – все книги (лёгкое чтение для девочек)
- Арутюнянц «Я плюс все»
- Жвалевский, Пастернак «Время всегда хорошее»
- Жвалевский, Мытько "Здесь вам не причинят никакого вреда"
- Воскобойников «Всё будет в порядке»
- Востоков «Ветер делают деревья», «Стражи беспорядка»
Плюс советую родителям почитать несколько замечательных книг , которые вам обязательно понравятся (будете ребёнку брать в детской библиотеке, эти возьмите для себя):
- Альберт Лиханов – всё, если кто не читал
- Нестлингер «Лети, майский жук»
- Кэндзиро «Взгляд кролика»
- Амонд «Скеллиг»
Может быть, эти книги станут началом полезного увлечения – чтения.
Ника Рыжова, 12 лет, 2010г.
Педагоги рекомендуют делать чтение обязательно ежедневным ритуалом, например, читать перед сном хотя бы 20 минут. Но только 29% семей придерживаются такого распорядка, большинство хоть и читает систематически, но не обязательно ежедневно
Школьники младших классов читают в среднем 1-4 часа в неделю или в среднем до 5-ти книг в месяц. Большинство 5-9-ти классников читают также до 5-ти часов в неделю или 4-5 книг в месяц. Старшеклассники уделяют чтению больше времени: до 8 часов в неделю или 5-6 книг в месяц. Только 20% старшеклассников прочитывают в месяц более 10-ти книг или читают больше 8 часов в неделю
Родители отмечали, что школьники с большим интересом читают приключенческие книги, сказки и современную прозу.
17% учителей считают, что читать ребенку можно все, что нравится, но рекомендуют уделять большее внимание классике, сказкам, повестям и рассказам о животных, современной прозе
Более 70% школьников посещают библиотеки.
Отзывы экспертов
Алена Бахтина, филолог,
сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su
Несмотря на расхожее мнение о том, что в нашей стране читать стали меньше, данный опрос свидетельствует об обратном: так, объем прочитанных школьниками книг соответствует рекомендациям педагогов. Радует, что учащиеся охотно читают сами и привлекают к этому процессу своих родителей. Вполне предсказуемо, на наш взгляд, то, что в качестве литературы для чтения учениками выбираются современные произведения (сказки, фантастика, фэнтези), поскольку литература подобной «направленности» активно «продвигается» средствами массовой информации.
Анна Хрусталева,
основатель и руководитель портала Материнство.Ру
В целом, результаты опроса, на мой взгляд, предсказуемые, но о некоторых моментах хотелось бы сказать особо. Порадовал процент родителей, готовых читать вслух даже после того, как дети научились читать самостоятельно. При нынешнем ритме жизни и загруженности всех членов семьи это не так-то просто осуществить, но само намерение уже достойно похвалы. С другой стороны, удивил тот факт, что больше половины не только родителей, но и учителей не считают полезным стимулом в читательском деле ведение читательского дневника. Это подтверждается опытом моей семьи: для детей его заполнение было тяжкой повинностью, которая, судя по данным опроса, постепенно отпадает за ненадобностью. Гораздо полезнее увлекать детей личным примером чтения и обсуждать прочитанное, - с этим фактом согласно большинство родителей и учителей.
Дмитрий Лисицин,
шеф-редактор портала Учёба.ру
Человечество можно разделить на две категории: «людей книги» и «людей экрана». Разница между этими группами в разном подходе их представителей к использованию способности внимания.
Люди книги воспитаны на чтении. Чтобы справиться с книгой, читатель должен отвлечься от внешнего мира и сконцентрироваться на ее содержании. Поэтому «люди книги» обладают хорошей «устойчивостью внимания» (attention span) и могут долго удерживать в голове важную информацию.
«Люди экрана» – их антиподы. Они используют Интернет и компьютерные игры как главные средства для своего развития. Они живут настоящим моментом и способны одновременно интересоваться множеством вещей. Но нужно понимать, что обильные потоки информации просто невозможно постоянно держать в памяти, и «люди экрана» быстро все забывают, они вынуждены время от времени полностью перезагружать свою «оперативную память». Внеклассное чтение помогает современному цифровому поколению развивать внимание, память и аналитическое мышление. В XXI веке оно актуально, как никогда.
Классика в неформате
Блог межрегионального интернет-проекта ориентирован на создание коллекции информационно-творческих видеоматериалов по продвижению классики и современной литературы, которые могут найти практическое применение в работе различных учреждений культуры и образования.