ВЯЧЕСЛАВ ФЕДОРОВИЧ ПРОСВИРИН
Творческое наследие оренбургского художника Вячеслава Федоровича Просвирина насчитывает более тысяч работ, в которых он обращается к вечным темам – любви, добре, о небе и его любимой водной стихии.
Вячеслав Федорович родился 8 февраля 1940 года в городе Ворошилове (ныне Уссурийск) Приморского края в семье кадрового военного, погибшего на фронте. После окончания войны его мать с тремя сыновьями переехала в Пензу. Материально жилось очень трудно. На вступительном экзамене в Пензенском художественном училище имени Савицкого четырнадцатилетнему Вячеславу потребовалось нарисовать натюрморт – яблоко. По его воспоминаниям, он тогда не знал даже его вкуса, но с заданием успешно справился и был зачислен на первый курс.
Художественное училище многое дало ему: крепкий рисунок, навыки работы с маслом и акварелью, а главное, учеба в нем стала отличной подготовкой к поступлений в Московский художественный институт имени Сурикова.
После окончания института Просвирин приехал в Оренбург, где началась его самостоятельная жизнь профессионального художника.
К этому периоду относятся созданные им картины «Портрет семьи Виктора Ни», эту работу он любил и считал что в ней есть доля вкуса; «Вручение знамени ВЦИК– ее он называл конъектурной «От Советского инфобюро», о которой писал «Хорошая здесь вся правда: тревога тех далеких дней, голод, пустые тарелки». Народная память о днях Великой Отечественной войны, о тех кто погиб на фронте жила в нем постоянно, и стала основой для картины «Память об отце».
Особое место в творчестве Вячеслава Просвирина занимают работы с повседневной тематикой. Именно эти бытовые мотивы, из которых строится повествование, трансформируются в художественные образы, которые и составляют романтический мир живописца. Это можно проследить по следующим двум картинам – «Дождь в Чебеньках», «Гроза».
В следующей картине «Сестры», две женщины читают письмо, сидя за круглым столом на открытой веранде, где на втором плане виднеется село , и на фоне сельского пейзажа Просвирин помещает фотографию мужчины. Пейзаж в портретах присутствует в работах «Девушка в саду», «Мишв», «Теплый вечер. Ирина».
В ряду портретов, созданных художником, преобладают женские образы. «Портрет матери» – один из лучших. Серафима Матвеевна изображена в интерьере своего дома. На стене висят довоенные фотографии, часы-ходики, в углу фикус, а справа металлическая кровать. Все эти бытовые подробности, всплывающие в памяти художника, превращаются в тематическую картину – воспоминание о родном доме, об ушедшем времени и настоящем, в котором осталась трогательная сыновья любовь.
Множество раз изображал он свою жену и музу – Ию. Трепетное отношение к матери и жене Вячеслав Федорович перенес на всех женщин, чьи портреты он писал.
Вячеслав Федорович блестяще владел не только живописной, но и акварельной техникой, которая считается одной из сложных. Явными творческими удачами были серии «Волга-79», «Волга-81». Во время путешествие на теплоходе его постоянно привлекали постоянно меняющие пейзажи на реке. Волга дисциплинировала художника, он знал, что начиная работу, ее надо закончить быстро, иначе картинка менялась и уплывала. Максимум, что он тратил на один лист, это сорок минут. К подобному результату, Вячеслав Федорович шел свою сознательную жизнь.
Светел и подвижен мир в произведениях Просвирина. Их глубина в эмоциональности и импровизационной легкости, которые буквально заражают зрителей своеей радостью. За этим просматривается свойственная ему философия мировосприятия и мироощущения. Осюда неоспоримо высокая ценность его творчества, которому отводится значительное место в художественной культуре Оренбуржья и России в целом.