ВИКТОР ТРОФИМОВИЧ НИ

Одним из самых ярких явлений в художественной жизни России ХХ века стало творчество оренбургского художника Виктора Трофимовича Ни.

Он родился в 1934 году в городе Владивостоке. По происхождению являлся корейцем. Однако современники, часто вспоминая о Викторе Ни, отмечали: «Удивительно: кореец по рождению, он казался до мозга костей русским человеком!».

Как у многих художников путь к творчеству у Виктора Ни был долгим и тернистым. В 1952-1953 году он работал электромонтажником на металлургическом комбинате в городе Темиртау (Казахстан, Карагандинская область). В 1953-1958 годах учился в Пензенском художественном училище имени К.А. Савицкого. Затем с 1958 по 1964 годы учился в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова у преподавателя Д.Д. Жилинского.

В 1964 году Виктор Трофимович Ни переезжает в Оренбург. Помимо творческой деятельности, он работает и на педагогическом поприще: преподавая  в 1975-1979 годах на художественном отделении Оренбургского музыкального училища. Также он был участником республиканских и зарубежных выставок. Любил и изучал искусство старых мастеров (Леонардо, Вермеера, Кранаха, Рублева, Дионисия), итальянское Раннее Возрождение. Среди советских художников ценил А. Пластова, П. Корина, из искусства Востока — японскую гравюру.
В своем творчестве он многократно обращался к теме Великой Отечественной войны. В картинах, посвященных войне, Ни не изображал боев и гибели людей, а искал поэтического, песенного, эмоционального сюжета. Не задуманные художником как триптих, они всё равно связаны единством темы.

Работа 1969 года «Проводы. 1941 год» пронизана запоминающейся простотой и силой выраженного в ней чувства, теплотой человеческого сердца, беспредельной нежностью и болью расставания. Декоративная выразительность цвета, продуманность композиции, «сделанность» не исключали, а усиливали поэзию взаимоотношений двух любящих и надолго, а может быть и навсегда расстающихся людей. Эта работа — произведение сложившегося художника, увидевшего, как в личной судьбе двух молодых людей преломляется трагическая и героическая эпоха Великой Отечественной войны. В творчестве Виктора Ни всегда личная судьба человека неотделима от судеб его страны.

Романтически возвышенным, лирическим отношением проникнуты и другие картины военной тематики. Это подвиг народа, воинов-солдат. Это возвращение живых и мёртвых. Одних – к жизни, других – чтобы вечно жить в благодарной памяти живых. Поэтому и в картине «Возвращение» вписаны они в проём двери вагона как в раму вечности, приподнятую над землёй и украшенную цветами.

Важным мотивом творчества художника была внутренняя связь человека и природы. Его гармония с ней. Земля в его картинах так же индивидуальна, как люди. Фигуры у Виктора Ни всегда прочно стоят на земле. Даже когда сюжет не предполагает показа природы, Ни впускал ее в картину.

Это прослеживается в картинах «Тепловозоремонтники» и «Бригада 20 лет ГДР». В картине «Тепловозоремонтники» можно обратить внимание на левый верхний угол, где мы с вами увидим дерево, которое будто через силу прорастает в мире господствующей техники.

Схожая тема наблюдается и в картине «Бригада 20 лет ГДР», где мы с вами на центральном плане можем заметить букет цветов. Этим Виктор Ни прежде всего показывал, что несмотря на развития технического прогресса не стоит забывать о гармонии с природой и ее эстетической составляющей.

В пейзажном жанре Виктор Ни создал много этюдов, которые, в отличие от его сюжетных картин, малоизвестны. Пейзажные этюды Ни писал в широкой манере, отдаленно напоминающей постимпрессионизм.

Так, обращаясь к пейзажу Виктор Ни описывал природу Башкирии, которая издавна славится своей красотой и делал зарисовки  из повседневной жизни.

Портреты у Ни тоже идеализированны, натура подправлена в соответствии с идеалом. Больше всего Виктор Ни любил писать женские портреты, которые прежде всего у него они олицетворяли чистоту, женственности и эмоциональную чуткость. Модели отгорожены скрещенными руками от мира будней, женщины Ни воплощают спокойствие и душевное равновесие, мечтательность, «парят» над житейскими реалиями. Супруга Виктора Ни была излюбленной музой художника, поэтому черты ее образа мы можем с вами увидеть во многих его портретах.

По свидетельству современников, Виктор Трофимович Ни, в отличии от других советских художников, работал в старинной технике левкаса, с примерами картин вы можете познакомиться на этом слайде.

Древняя техника левкаса предполагает ясность, цельность мироощущения художника, идеальную «преображенность», возвышенность образов. Взрывной темперамент В.Т. Ни парадоксальным образом нашел воплощение в технике, требующей строжайшей дисциплины, продуманности каждой детали. Ни в этой технике привлекала возможность достижения особенной чистоты и звучности цвета. Живописец считал картину не только духовным, но и материальным, вещным явлением, а левкас позволял «сделать» каждый фрагмент уникальным и наиболее ценным.

К тому же для работы по левкасу, по свидетельству самого художника, нужен напор, ошибки исправлять трудно, расслабленность позволить себе нельзя. Высказывание Ни «все, что легко дается, трудно сохранить» также иллюстрирует его отношение к труду художника.

Виктор Ни умер от сердечной недостаточности, не дожив до получения звания заслуженного художника РСФСР. Но его творческое наследие хранится в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, музеях города Оренбурга, Перми, частных коллекциях России и за рубежом.

   















Поиск по сайту

Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
saltykovae24
Форма входа

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ