ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ ХАРЧЕНКО
Родился Петр Николаевич Харченко в 1943 году. Как и для многих это была пора тяжелых испытаний. Петр Николаевич вспоминал, что в осеннюю стужу фашисты выгоняли его семью из хаты, а мать художника укрывала маленького сына от врагов и ненастья в окопах и воронках от снарядов. После войны родители попали в тюрьму. Насмешки, унижения от сверстников, наигранный оптимизм – вот та среда, в которой приходилось выживать и бороться за свое достоинство. Нищета, холод и беспризорничество заставили испытать гамму драматических чувств, позже отраженных в таких картинах как «Паек ржаного хлеба», «Босоногое детство», «Сирота», «Фашизм какой он есть». Данные картины относятся к циклу работ военной тематики.
Но были и в детстве Петра Николаевича светлые моменты. Детство и юность его прошли на Полтавщине с ее прекрасными пейзажами и добрыми людьми. В его селе было много художников с профессиональным образованием, что подтолкнуло художника взяться за карандаш. Работа в школьной редколлегии не была для него обременительна. Он подолгу задерживался в классе, рисуя незатейливые шаржи и сатиристические рисунки. В то время на юного Петра Николаевича сильно повлиял односельчанин, художник Юрий Гонтарь, которого часто можно было видеть с этюдником и зонтом в окрестностях села. Тогда сформировалась группа мальчишек, объединенных общим интересом – рисованием. Они смастерили этюдники, планшетники и дружно, разъезжали на велосипедах по проселочным дорогам, с увлечением проводя время за любимым занятием.
Хобби стало превращаться в профессию, когда Петр Николаевич поступил учиться в художественно-графический факультет Курского педагогического института. Для простого деревенского парня это был настоящий триумф.
В 1968-1969 годах, еще студентом Петр Николаевич пишет картину «Портрет И.И. Левитана». Она планировалась как эскиз к дипломной работе. Первый вариант не был допущен к защите, пришлось писать второй. Сомнения у комиссии вызвал тот факт, что в картине много внимания уделялось церквушке с крестами на погосте. Позже, в восьмидесятых, показывая эту работу на зональной выставкоме, художник еще раз потерпит неудачу. Ему тогда сказали, что «вы имеете мастерство, но далеко стоите от истинной дороги в искусстве». Петр Николаевич вспоминал, как тогда его отец переживал и продолжал утверждать, что «художник-гражданин должен брать на себя ответственность говорить правду».
В студенческие годы Петр Николаевич много поездил по стране. Молодой художник увидел Карелию, Закарпатье, Алтай, и Забайкалье. Побывал во многих музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Харькова. Живописец позже будет не раз вспоминать, о том, что основную роль в процессе его становления как художника сыграют не только близкие ему люди, но и природа, в которой он всю жизнь будет черпать духовные силы. Неизгладимые впечатления остались у художника от встречи с работами Левитана, Поленова, Сурикова, Брюллова, Иванова, Крамского, иконами Рублева. Все это отложило свой отпечаток на творческой работе Петра Николаевича. Жизнь сразу приобрела новый смысл, появилась сила и вдохновение не только продолжать творческую деятельность предшественников, но и оставить свой творческий след в отечественном искусстве.
Важное место в становление творческого таланта Петра Николаевича сыграет художник-скульптор Вячеслав Клыков. Именно он своими беседами и неоценимой помощью укрепит начинающего художника на стезе искусства. И именно у Вячеслава Клыкова Петр Николаевич возьмет большинство тем, которые прославят его не только как талантливого художника, но и хорошего гражданина своей Родины. В своем творчестве Петр Николаевич будет обращаться к темам гражданственности, патриотизма, и немалое место в его творчестве займут не только пейзажные полотна, но и духовный, внутренний мир самого человека. Находясь в творческих поисках, и по совету друзей художник переезжает в Оренбуржье. Именно наш край вдохновит Петра Николаевича на создание многочисленных полотен.
Художник всегда понимал, что русская литература – это не просто достояние нашего народа. Это то, что востребовано и призвано во всем мире, без чего не может обойтись современная цивилизация.
Жизнь писателей России с высоким пониманием искусства как подвига увлекала Петра Николаевича, вызывая желания быть похожим на них в бескомпромиссном служении избранным идеалам. Поездки по местам, овеянной славой Аксакова, Пушкина, Гоголя, Толстого, Бунина.
Заповедный уголок есть и в Оренбуржье – село Аксаково Бугурусланского района. В этих местах провел детские годы будущий писатель Сергей Тимофеевич Аксаков, здесь он научился любить природу.
Впервые Петр Николаевич Харченко побывал в Аксаково в 1972 году. Тогда усадьба представляла собой плачевное зрелище: были снесены дом Аксаковых, Знамянская церковь, фамильный склеп, разрушены плотина, пруд и мельница. Именно тогда, Петру Николаевичу пришло большое желание свой труд посвятить этим благородным местам.
Так, можно отметить две наиболее интересные работы художника. В картине «Детство Багрова внука» маленький Сережа с няней гуляет в тени величественных лип. Все остальное заливает солнечный свет счастливого детства, когда размеренно и благородно текла жизнь в дворянской семье. В этой работе Петр Николаевич старается вызвать у зрителя чувство ностальгии по прошлым временам, когда в обществе присутствовала благородная культура, когда размеренно и величественно в нравственном отношении текла жизнь в семье, опираясь на домострой, и когда цивилизация не оказала столь пагубного влияния на окружающую природу. Произведение пронизано спокойствием и умиротворением.
В картине «Чужая вода в имении Аксаковых мы видим абсолютное противопоставление: на полотне показывается то смутное время, когда рухнуло былое благополучие, и под напором «чужой воды» отвергались устоявшиеся взгляды, обычаи и вера. На фоне знаменитой Чиляевой горы, воспетой Аксаковым, на мостике, словно на символическом пароме, собрались писатель и его односельчане, где каждый из них думает о с своем. Наблюдая за происходящим, чувствуешь вечную тревогу перед грядущим, бессилие человека перед временем и тайной будущего.
После посещение Царского села, Петр Николаевич в 1974 году была написана картина «Источник», где Александр Сергеевич Пушкин предстоит перед зрителем как чистый источник художественного слова.
Во время работы над картиной «Источник», у Петра Николаевича появляется замысел написать портрет Н.В. Гоголя.
Сюжет этой картины раскрывается на Полтавском поле, где много пролито крови в сражении со шведским войском Карла XII. Ныне там находится памятник в виде братских могил с крестом.
Гоголь в своем творчестве мифичен: «Вий», «Ночь перед Рождеством». У Петра Николаевича в картине «Н.В. Гоголь возле братской могилы» тоже присутствует мистика. Словно на закате жизни, Великий путешественник оказался возле братской могилы человечества. Однако задумчивый вид самого писателя отражает энергию, целеустремлённость, и движение вперед. В данной картине все символично: и закат солнца, и дорога, и могила с крестом, и дерево со свидетельством прошлого.
В 1974 году в альбоме художника появляются первые заметки картины «Достоевский в мертвом доме», в которой прослеживается драматургия человеческих отношений. Все происходящее в картине символично и контрастно усиливают идею произведения. Художник как бы переносит нашу жизнь – с ее пороками, раскаяниями и надеждами – на полотно и называет ее апокалиптическим мертвым домом.
Слабый свет сквозь щели зарешеченных окон, наполовину бритые головы арестантов – все это подчеркивает мрачный, темный колорит картины. Петр Николаевич пишет психологический портрет Достоевского с глубокими, умными глазами, но в позе и руках писателя прочитывается бунтарский дух. Художник оставляет зрителям загадку «русского моралиста-феномена».
В восьмидесятых Петр Николаевич для повышения профессионального мастерства едет в командировку в город Орел, пишет этюды по берегам реки Орлик и в имениях великих писателей.
В это время появляется замысел написать композицию «И.А. Бунин в эмиграции». Эта картина показывает И,А. Бунина и его жену в обстановке чердачного помещения, отрешенными от мира сего– словно в келье. Здесь все – и кабинет писателя с письменным столом и книгами, и чердачное окно в форме латинского креста – все символично. А сам мрачный колорит картины говорит о трагедии русского народа.
Почти одновременно с работой «И.А. Бунин в эмиграции» Петр Николаевич разрабатывает идею полотна на религиозно-патриотическую тему, посвященную 600-летию победы на Куликовом поле.
Сюжет картины «Под сим знаменем победишь!» довольно простой, но в этой простоте и заключается гениальность полотна. Перед зрителем как стела возвышается фигура Сергея Радонежского – скромный и величественный на фоне тревожного пейзажа. Перед Сергием коленопреклоненный великий князь Дмитрий Иванович, прозванный Донским. «Под сим знаменем победишь!» – так благословляет Сергий Радонежский Дмитрия. Своими молитвами он вдохновил Дмитрия и русский народ на победу.
В это же время, Петру Николаевичу Харченко приходит идея написать триптих, посвященный художнику Андрею Рублеву. Но это пока будут черновые наброски и зарисовки. Сам триптих будет создан в период с 2010 по 2014 год. Этот триптих иллюстрирует зрителю процесс взросления и становления великого художника-иконописца от обычного мальчишки до великого мастера.
Петр Николаевич создал целую галерею портретов современников. В «портрете ветерана» и «старообрядце» запечатана народная терпимость, мудрость, несгибаемость духа простого человека.
Женские образы отличаются особой теплотой и лиричностью. Так, с особой теплотой и любовью художник пишет портреты любимой жены и детей художника. Одна из дочерей художника, Маргарита Петровна пойдет по стопам отца и также станет художником.
Петр Николаевич более 40 лет проработал с молодежью и воспитал немало учеников-единомышленников. Все они очень разные. В их работах проглядывается то, чем так дорожит учитель и не устает напутствовать их в этом и говорил: «Жизнь полна трудностей и испытаний. Но только с честью выстояв их, человек приобретает радость в душе, не омрачив ее нытьем, эгоистичным осуждением, скептицизмом и нигилизмом». Обращаясь к потомкам, Петр Николаевич отмечал важную роль художника «Какая бы тяжелая жизнь ни была, творец должен оставаться оптимистом и нести эти чувства людям».