НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ ПРОХОРОВ
Николай Дмитриевич Прохоров родился в деревне Шалабино Костромской губернии 6 декабря 1896 года. Семья была большая, уже с самого детства детей приучали к ремеслу. В 1908 году семья перебирается в Оренбург. Николай поступает в городское училище, а в 1912 году в Пензенское училище имени Селиверстова. Из работ этого периода сохранились только два карандашных наброска – «Сани» (1916), «Фикус» (1917)
В 1917 г. его призывают в армию и направляют в школу прапорщиков, спустя некоторое время Николай Дмитриевич попадает сначала в дутовскую армию, а затем в в один из башкирских полков. С 1919 года Николай Дмитриевич является бойцом Красной армии и активно принимал участие в военных действиях на Закавказье. Там он находит время для быстрых набросков заинтересовавших его участков природы, аулов, развалин и крепостных стен. Так одними из интересных работ стали рисунки «Закавказье», «Пейзаж с сидящими фигурами».
В августе 1921 г. Прохоров приезжает в Оренбург, устраивается работать художником-декоратором в мастерскую Главполитпросвета Киргизской Республики. В этом же году Прохоров приводит в шумный, но дружный дом своего отца молодую жену Зинаиду Мамонтовну, как она напишет потом: «...Я была в семье одиннадцатой». В это время Николай Дмитриевич создает острохарактерные портретные зарисовки. Среди них можно выделить работы Машурка и Дунярка.
Мечтая стать художником, Прохоров всё острее ощущал недостаточность своего художественного образования, в августе 1922 г. супруги уезжают в Петроград.
По рекомендациям бюро Рабиса Киргизской автономной республики (частью которой был в то время Оренбургский край) Николай Дмитриевич поступает в Академию художеств.
После окончания института (1927 г.) Прохоров успешно работает по заказам Ленинградского книжного издательства, участвует на выставках, как в стране, так и за рубежом, становится признанным мастером ксилографии.
Бурное развитие промышленного производства в 30-е годы вызвало потребность в появлении рекламной графики. И тут Прохоров находит применение своим талантам, лаконизм и вместе с тем декоративная выразительность его манеры делают запоминающимся даже крошечные этикетки.
Особенно выразительны были исполненные в начале 30-х годов рисунки тушью. Образ страны, создающей, строящей, возникает в работе «Завод» (1931).
В 1930-х годах работы Прохорова покупали крупнейшие музеи СССР, включая ГМИИ им. Пушкина и Русский музей, его картины участвовали в советских и иностранных выставках. В эти же годы он зарекомендовал себя как мастер гравировки по дереву, ксилографии: в произведении «Красноармеец» он изобразил гордую фигуру советского солдата, в «Красном путиловце» — мощь советсткого произовдства, в «Штурме Зимнего» — революционное столкновение.
Однако в 1935 году художника репрессировали и приказали покинуть Ленинград — до сих пор нет точных сведений, в чем его обвиняли. По одной из версий, сотрудники НКВД даже пришли на вокзал к Прохорову с супругой и уверяли, что это ошибка и он может не уезжать, но художник решил всё-таки вернуться в Оренбург.
В 1937 г. отмечалась годовщина гибели Пушкина. Именно пушкинская тема стала одной из узнаваемых в его творчестве.
Во второй половине 30-х годов Прохорова особенно привлекает техника акварели, которой он пользуется виртуозно. В 1938 г. он пишет акварель «На оренбургском базаре» - итог его многодневных наблюдений.
Тревожная атмосфера близящейся войны, ощущение близящейся неотвратимой катастрофы передает картина «На стрельбах» (1938 г.).
С 1941 г. Прохоров уходит добровольцем на фронт. Из-под Сталинграда 16 июня 1942 он своей жене пишет последнее письмо «Изредка делаю зарисовки. Для будущих работ собираю материал. После войны поработаю». Согласно свидетельству его фронтового товарища Прохоров был ранен на станции Лог, в 80 километрах от Сталинграда. Скончался Николай Дмитриевич 29 июля 1942 г. в эвакогоспитале.
Практически все творческое наследие Прохорова (более 500 единиц хранения) его вдова передала в Оренбургский областной музей изобразительных искусств, где и по сей день мы можем знакомиться с его творчеством.