ЛУКИАН ВАСИЛЬЕВИЧ ПОПОВ

Значительным явлением в русском искусстве рубежа XIX-XX веков стало творчество академика живописи, одного из интереснейших представителей позднего передвижничества Лукиана Васильевича Попова (1873-1914), рождением и жизнью своей неразрывно связанного с Оренбургским краем.

В Оренбургском музее изобразительных искусств хранится основная и наиболее значительная часть его творческого наследия, состоящая из 235 живописных работ, включая этюды, а также 13 рисунков и четырех альбомов с набросками. Также картины Лукина Попова хранятся в собраниях Государственного Русского музея Санкт-Петербурга, Государственной Третьяковской галереи и многочисленных частных коллекциях.

Родился будущий художник в селе Архангельское (ныне село Архангеловка), в 35 верстах от Оренбурга, в бедной крестьянской семье, вскоре переехавшей в Оренбург. В своей автобиографии Лукиан Попов так вспоминал эти годы: «Отец мой был крестьянином, он отличался громадным ростом и слыл силачом, душевный строй представлял резкий контраст с его могучим телом: это был созерцатель, поэт, с детской нежной душой. Мать, напротив, имела твердый характер, хотя тоже не была лишена поэтических наклонностей. Отец научил меня грамоте, плохо, так как и сам научился самоучкой, а мать познакомила с миром народных сказок, воспоминаний и преданий родной уральской старины. Трех лет увезли меня из села – отца взяли в солдаты: поселились мы в Оренбурге, здесь отец, еще на службе купил себе дом. Мной он много занимался, ухитрялся даже устроить для меня нечто вроде абонемента на книги: брал их у торговца всяким старьем. Конечно, подбор был «блестящий», в моей голове царил полный сумбур».

В Оренбурге Лукиан Попов учился в приходской школе, а затем в городском трехклассном училище. Художник вспоминал, что «рисование преподавалось здесь безобразно, а тушевка – рядами параллельных извилистых линий. Конечно это казенное искусство ничего не говорило моему детскому уму и сердцу. Из второго класса отец взял меня, надо полагать к моему счастью». В возрасте 12 лет Лукиан Попов стал работать в писчебумажном магазине В.И. Курникова. В автобиографии он вспоминал: «Новый мир открылся перед мной: масса книг, картин, красок, кистей и всякого рода рисовальных принадлежностей. Моему детскому уму казалось, что книги, а тем более картины создаются не людьми, а какими-то полубогами, где-то там, далеко-далеко, куда простому смертному и проникнуть трудно».

Работая в магазине, он знакомится с местным художником по фамилии Мехед, в иконописной мастерской которого он начал получать первые уроки живописи.

В своей автобиографии он описывал их первое знакомство: «Как-то утром пришел в магазин солдат в старой сермяге и принес целых три картины. Из разговоров его с хозяином выяснилось, что служивый был их творцом. Я вытаращил глаза. Передо мной стоял самый настоящий солдат в самой неподдельной серой, многострадальной шинели: полное добродушное лицо и умные голубые глаза служивого смеясь глядели на меня».

Лукиан Попов с теплотой вспоминает и хозяина магазина, В.И. Курникова, где работал будущий художник: «Это для меня первая улыбка судьбы. Не попади я к нему в магазин меня, как художника, кто знает, пожалуй, и не существовало бы. Этот добрый, благородный и развитый человек много помог мне, в его магазине в 13 лет я впервые почувствовал первый бессознательный трепет страсти к живописи. Наблюдательный хозяин заметил мое влечение – рисунки, краски, карандаши, картины, даже краски, кисти и книги были предоставлены в мое полное распоряжение. До поздней ночи я сидел над рисунками и моя страсть к живописи быстро развивалась».

В 1892 году в Оренбурге прошла выставка картин Любительского кружка самарских художников, которую несколько раз с большим интересом посетил юный живописец. Выставка произвела на него очень большое впечатление. Примерно в то же время Оренбург посещает уже известный в то время живописец-пейзажист  А.М. Васнецов. Молодому Лукиану Попову поручили доставить заказ в гостиницу к Васнецову, где он познакомился с художником. В своей автобиографии Лукиан Попов вспоминал, что «я, будучи 19-летним с жадностью рассматривал работы Васнецова, засыпал его вопросами и после этой встречи твердо решил ехать учиться «на художника» в столичный Петербург».

Его мечте суждено было осуществиться через два года, когда он в 1894 году поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. В 1897 году он ее окончил, но в Академию художеств поступить не смог. Вольным слушателем остался в мастерской художника В.Е. Маковского, который оценил его работы и увидел в нем талант. На следующий год Лукиан Попов был зачислен учеником Академии художеств. В Академии художеств Попов учился до 1902 года, каждое лето приезжая на этюды в родной Оренбург.

В 1902 году Лукиан Васильевич Попов с успехом окончил Санкт-Петербургскую Академию художеств, получив звание художника и право на поездки за счёт средств Академии за рубеж. Сразу после окончания Академии он женится на крестьянке Воронежской губернии Вере Васильевне Крючковой. Весной этого же года в Оренбурге состоялась большая коллективная выставка художников, на которой Попов представил более 50 своих картин, эскизов и набросков.

В этом же 1902 году Попов отправился за границу, побывал в Берлине, Дрездене, Мюнхене и Париже, а после успешного завершения заграничной поездки в 1903 году некоторое время жил в столице. Картины Лукиана Попова, совместно с «передвижниками», выставлялись в Москве, Петербурге. Полотна художника становились известными, их покупали коллекционеры. Тем не менее, в конце года художник вернулся в Оренбург, где жил и работал до конца жизни.

Во время учебы у  В.Е. Маковского молодой художник и выбрал для своего творчества один из сложных живописных жанров — жанр сюжетно-тематических и бытовых картин.

Так, одной из значительной тем в творчестве Лукиана Попова становится тема переселенчества крестьян, которые покидали родные деревни в поисках заработка. Этих обездоленных людей художник очень часто видел на дорогах и вокзалах, в ненастную дождливую погоду и в заснеженной степи и всегда им сочувствовал. Именно в данной теме он отразил одну из трагических сторон русской жизни конца  XIX – начала XX века.  Переселенческий цикл появился в результате долгих наблюдений (еще с раннего детства) за переселенцами, двигающихся обозами через оренбургские степи.

В картине «Переселенцы зимой» художник изображает переселенцев, застигнутых зимой в пути. Группу крестьян, снявшихся с насиженных мест и движущихся скудным скарбом в поисках лучшей доли, застала в дороге, в оренбургской степи, ранняя зима. Выпал обильный снег. В круговерти бурана зима смешалась с небом. Едва различимые в двух шагах черными пятнами на фоне белого снега выделяются растерянные  фигуры переселенцев. Под навесом из оглобель и дерюги – женщины и дети. Около одной из телег собрались мужчины, которые пытаются решить, как им быть дальше. Картина совершена по композиции, строго продумана и поэтому очень выразительна. Лаконизм живописи, верно найденные цветовые решения усиливают чувство тревоги.

Трагически звучит картина «Переселенцы в грозу». В ослепительных разрывах молнии, еле вытягивая руки и ноги, из непролазной темной грязи, идут за поводой женщина с ребенком на руках и мужчина. С помощью цветовых контрастов и композиции — грязная дорога тянется от нижнего края картины, зрителя будто бы втягивают в путь вместе с крестьянским обозом — Лукиан Попов задал мрачный, трагический тон полотна. В своих картинах живописец подчеркивал не только дорожные тяготы переселенцев, но и массовость этого социального явления. В произведениях на переселенческую тему художник с огромным сочувствием отразил последствия  процессов, происходящих в конце XIX – начале ХХ века, – классового расслоения, разорения десятка миллионов людей, потерявших кров и лишенных куска хлеба.

Примыкает к переселенческой теме картина «Крепкий сон», хотя она была написана художником совсем с другим настроением– в ней и любовь автора к родной земле и вера в народные силы. В степи, среди разнотравья, крепко спят сморенные усталостью ходоки-крестьяне, словно сказочные богатыри, набирающиеся сил от матери сырой земли. Необычайный ракурс (снизу вверх) и приближенность  фигур к переднему плану создает им черты монументальности.

К этой же теме можно отнести портрет «Старая крестьянка», который перерастает рамки жанра – фигура женщины, приближенная к переднему плану в поколенном образе, монументально вырастает на фоне неба, в лице потемневшем от загара с выцветшими под степным солнцем бровями, ощущается сила характера, не сгибаемого перед любыми испытаниями. Очень лаконично и в то же время убедительно создан образ крестьянки-переселенки, долго бредущей по бескрайным степным дорогам под палящим солнцем.

Расцвет творчества Лукиана Попова совпал со временем первой русской революции, определившей во многом содержание и идейную направленность его работ. Наиболее значительные работы художника посвящены революционному брожению в среде рабочих и крестьян, передовой русской интеллигенции.

В 1908 году, в период реакции последовавшей за революцией  1905 года, была написана одна из значительных картин Лукиана Попова «Луга затопило». Для современников художника была очевидна образная связь между разливом реки и недавними грозными событиями, прокатившими по стране. Настроение людей в картине сдержанно-тревожное, настороженное, что подчеркнуто пейзажем –  прохладный серый день, холодная гладь весенней реки, голые ветви, низкое небо. Внимание зрителя привлекает сильный решительный образ мужика в черной шапке в центре картины, то, как прямо и бесстрашно смотрит вперед крестьянский юноша. Разбужены мысли и чувства людей, они готовы к новым испытаниям. Надежда на лучшее таится в светлой полоске неба у горизонта и набухших почках деревьев.

Важное место в творчестве Лукиана Попова занимает тема разночинной интеллигенции, которая близко к сердцу принимала судьбу родины. Поражение революции 1905 года внесло в ряды интеллигенции разброд и шатания. В работах на эту тему художник сталкивает людей разных убеждений и взглядов, выражая с большим мастерством и психологической глубиной  страстность полемики об общественном устройстве России, о ее будущем.  

Так, в картине «С красным светом», имеющей нейтральное название, главным является не изображение дружеского пиршества, как может показаться на первый взгляд. Беспокойство, тревога, элемент спора, драматического противостояния разных точек зрения передаются не только композиционными средствами, но и в первую очередь цветовым решением картины, в котором доминирующим становится наполняющий все полотно красный цвет во всем богатстве своих оттенков – от алого до малинового.

Лукиан Попов внимательный наблюдатель и точный психолог. В этом убеждает его картина «Жених», в которой он психологически точно расставляет все акценты, умело использует детали и нюансы для убедительного раскрытия  темы. В этой картине он достойно показывает себя учеником В.Е.Маковского, и в тоже время глубоким и серьезным художником, в ней нет никакого намека на иронию, к своим героям Лукиан Попов относится с большой теплотой и сочувствием. Картина «Жених» интересна еще тем, что  довольно точно передает обстановку в доме художника.

Портреты и портретные этюды открывают еще одну грань творчества Лукиана Попова – умение помимо точно схваченного сходства почувствовать и передать характер, настроение модели, раскрыть психологическое состояние, социальную характеристику.

Чаще других художник изображал свою жену Веру Васильевну Попову, которая была для него не только горячо любимой женой, матерью его детей, но и его музой.

С большой любовью пишет Лукиан портреты близких ему людей – первого учителя Иерофея Романовича Мехеда, его жены, портрет бабушки Веры Васильевны Поповой, друга Матвея Шагаева

В портретах Лукиан Попов мастерски передавал не только внешнее сходство, но и состояние и внутренний мир модели.

Пейзаж, гораздо меньше интересовавшийся художника как самостоятельный жанр, играл очень существенную роль в большинстве его картин и портретов, являясь не просто соответствующим фоном, но сообщая последним особую эмоциональную окраску и зачастую определяя колористическую гамму и весь живописный строй.

Уже в ранней работе «Горе» приглушенная, сдержанная красочная гамма печального осеннего пейзажа становится своеобразным камертоном, определяющим настроением всей работы, неотъемлемой частью художественного образа.

В картине «Портрет жены в пестром платке» крепкий русский мороз и прозрачный стылый воздух бодрит кровь, вызывая нежный  румянец на лице женщины в цветастом платке, изображенной на фоне зимнего пейзажа. Яркие цветы на платке, подчеркнутые сдержанными красками зимнего пейзажа, усиливает ощущение внутренней энергии, силы и красоты, дает радостный, праздничный акцент всему образу.

Мастерски написанный, наполненный воздухом и светом пейзаж картины «В саду» является, пожалуй, примером полного овладения Поповым пленэрной живописи. Яркий солнечный свет и воздух, наполняющие, буквально пронизывающие картину цветные тени составляют главное ее содержание. Художник словно поет гимн жизни, природе, миру, в центре которого для него образ любимой женщины и его жены Веры Васильевны Поповой. Работа написана легко и свободно. Убедительно художник справился с передачей материальности предметов –  тончайшего батиста блузок, накрахмаленной льняной скатерти и чайной посуды на столе.

Сохранились прекрасные пейзажные этюды, в которых так узнаваем сам Оренбург и природа Оренбургского края – в картине «Городской пейзаж» мы видим знакомый облик городских домов. В следующем этюде «Разлив» тонко передано ощущение весны, настроение природы.

Просматривая этюды, поражаешься не только трудоспособности художника, но и его постоянному совершенствованию и развитию. Так, удачен по композиции и красив по живописи этюд к картине «Встреча» – «Мужчина на заснеженной скамье. Точно найденные тональные и цветовые отношения великолепно передают состояние зимнего дня.

В январе 1910 года Лукиан Попов представил на выставке передвижников в Москве картины «Трое» и «Зимой», которые получили положительную оценку критиков и были встречены с большим интересом многочисленной публикой.

В 1912 году творчество известного оренбургского художника наконец-то получило и официальное признание – Императорская Академия художеств присвоила Лукиану Попову звание академика живописи. Художник смог проявить себя и на педагогическом поприще, преподавая рисование в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе.

Творчество Лукиана Попова представляет собой одну из интереснейших страниц русского искусства начала ХХ века.

     

 

 















Поиск по сайту

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ