АНТОН АНТОНОВИЧ ВЛАСЕНКО

Антон Антонович Власенко родился 16 июля 1940 года в селе Петровское (ныне – город Светлоград) Ставропольского края в многодетной русской казачьей семье. Строгий авторитет отца, посильная трудовая повинность каждого ребенка, забота старших детей о младших позволяли семье выжить в суровое время.  Начало Великой Отечественной войны совпало с семейной трагедией: отец Антон Федотович был репрессирован, мать Анна Алексеевна вскоре умерла, оставив пятеро детей. Пятилетний Антон попал в детский дом г. Кисловодска. Любознательный мальчик посещал все кружки, играл на духовых инструментах, танцевал степ в составе эстрадного трио. Знаком судьбы он считает момент, когда старшая сестра Полина принесла ему цветные карандаши и провела на клочке бумаги три линии – красную, синюю и жёлтую. Мальчик испытал удивление и радость, и это ощущение оживает в нём всякий раз, как он берётся за кисть или карандаш. Ещё одна запомнившаяся сцена из детства. Рисованием в детдоме занимался один Антон, однако коробку с 22 цветными карандашами воспитатель подарил другому ребёнку.

– Это была, пожалуй, самая большая несправедливость в моей жизни! – качает головой Антон Антонович. – Но я потом их у него в сё равно выменял. Жили мы голодно, а уж сласти нам доставались в исключительных случаях. И, конечно, их все моментально съедали. А я свой кулёчек отложил, чтобы договориться с тем мальчишкой. Конечно, мне тоже хотелось сладкого, но это был осознанный шаг, настоящая жертва, и она того стоила, карандаши стали моими.

По признанию Антона Власенко, детский дом позволил ему не только выжить в голодные послевоенные годы, но и получить законченное среднее, а затем высшее образование.

С первого класса Антон рисовал, выпускал школьную стенгазету, создавал наглядные пособия для учителей. В 15 лет он осознал свою тягу к искусству и понял, что хочет стать художником. После школы мечтал поступить в Краснодарское художественное училище, но в числе других выпускников-детдомовцев был отправлен на строительство консервного завода, а затем призван в армию в танковые части г. Грозного.

В 1963 году поступил на художественно-графический факультет Краснодарского педагогического института. Как вспоминал Антон Антонович: «В институте, на первом–втором курсе занимались акварелью. И тогда я почувствовал, что это мой материал. Буквально все мои работы после просмотра забирали в методический фонд. Я видел, как на моих акварелях обучали и заочников, и вечерников». Творческие поездки в Карелию и Суздаль с преподавателем Г. Кошельниковым способствовали становлению Власенко как акварелиста и оставили в нем на всю жизнь интерес к этой технике живописи. По окончании института в 1968 году он участвует в краевой художественной выставке с серией гравюр «Сокровища озерного края», а затем направляется в г. Карачаевск преподавать на художественно-графическом факультете педагогического института. Здесь состоялась судьбоносная встреча с коллегой Владиславом Еременко, ставшим для Власенко другом и единомышленником в искусстве на всю жизнь.
В 1975 году Власенко поступает в ассистентуру-стажировку Художественного института им. Сурикова в Москве; его руководителем становится известный график Кибрик. Во время учебы в столице Власенко становится членом Союза художников СССР.

В 1971 году происходит знакомство с оренбургскими художниками Г. Глахтеевым и В. Фроленко на академической даче под Вышним Волочком. Одновременно перед ним, окончившим учебу в Москве, встала необходимость определения дальнейшего жизненного пути: преподавать и возвращаться в Карачаевск, либо становиться художником-творцом. Власенко выбирает второе и в 1979 году переезжает вместе с В. Еременко в Оренбург, где попадает в живую творческую атмосферу содружества художников.

Оренбургский период профессиональной жизни Антона Власенко можно четко разделить на конкретные временные и стилевые отрезки. Один из них, наиболее продолжительный, зародился еще до переезда и ознаменован коллективной работой группы художников, которую однажды обозначили как "Академия Садки".

«Академия Садки»– естественно возникшее объединение художников нескольких поколений, начало которому было положено творческими поездками на Северный Кавказ, а также в рыбацкий поселок Садки на берегу Азовского моря.

Название группы было подсказано увлечением древнегреческой философией и стремлением исследовать основополагающие категории художественной формы: пространство, пластику и цвет. По мнению художников, принципы их работы более основательны и академичны и приближены к природе искусства, чем правила выставкомов.

В семидесятые годы основатели «Академии Садки» – Геннадий Глахтеев, Валерий Газукин, Антон Власенко, Владислав Еременко, Николай Рыбнов учась у природы и друг у друга, определили основные формы сотрудничества: совместную работу на пленэре, организацию творческих вечеров, диспутов и театральных представлений.

Негласным девизом ее стала позиция, условно сформулированная так: "Надо забыть все, что делали раньше, начать все заново и самим дойти до тех секретов творчества, которые невозможно раскрыть... но можно открыть для себя, учась у природы, размышляя и приходя к собственным выводам". В настоящее время  «Академия Садки» за рубежом является брендом оренбургской живописи.

Жизнь художника сложилась так, что ему приходится совершать некое восхождение по символическим ступеням творчества. После первой счастливой начался серьезный этап переосмысления достигнутого. Новые обстоятельства бытия и быта дали новый импульс в работе: "... меняется весь цветовой строй его живописи - от сдержанной и мягкой монохромности и тончайших оттенков ко все более ярким и все более открытым цветовым ударам..."

В 1979-80-м учебном году преподает в Оренбургском художественном училище. В 1980 г. совместно с Еременко начинает работу над созданием музея истории Оренбурга. Помимо разработки общей концепции музея, создает в соавторстве монументальную роспись по левкасу «Оренбург в трех столетиях».

Свою живопись представлял на многочисленных выставках, но как мастер акварели впервые показал себя на юбилейной выставке 2005 года. Она была настолько интересной, что привлекла внимание и зрителей, и профессионалов. Антон Власенко получил за нее губернаторскую премию «Оренбургская лира» – премию за достижения в области искусства.

Каждая серия его работ – очередной жизненный виток. Или очередное испытание.

Много акварелей написано в больнице, куда он попал после свалившегося на него несчастья. На календаре было начало 90-х, перестройка не только меняла многие представления о мире, но и изменила всю его жизнь. Тогда он учился жить заново, запоем писал прямо на больничной койке акварели и этюды маслом. Перерисовал все букеты цветов, которые приносили в палату – так родился акварельный цикл под названием «Цветы друзей».

Как-то в разговоре он заметил, что хочет показать в своем творчестве три ступени познания мира: духовную жизнь, бытовую и космос, чувство бесконечности – то самое звездное небо, которое, как мечта!

«Космической» ступенью творчества стали работы, написанные в живописном селе Ташла, где течет маленькая горная речушка Кривой Ключ. Ташла словно вернула его в детство, а космос вдруг открылся в обыкновенном клочке земли с «графической вязью цветов», со своими травами и травинками. Некоторые уголки двора и вовсе напоминали тропические заросли, в которых бродили рыже-полосатые коты. Иногда начинало казаться, что он живет на Таити! Писал с утра до вечера. Любил сидеть у костра и смотреть на звезды. «Писал не этюды, а собственные мысли о жизни, красоте – о времени, уходящем, как вода в ручье» – так оценит Антон Власенко то свое состояние, когда начинало казаться, что и это место, и он сам – центр Вселенной. Картины, написанные в этот период, наполнены каким-то особым внутренним свечением.

Особое внимание в творчестве Антон Антонович уделяет своей музе. Во многих интервью он не раз отмечал, что  «я просто художник, у меня есть Муза! Она рисует, даже пишет стихи, но главное, что она меня вдохновляет. Я и не думал, что у меня будет такое состояние!» – как-то очень бережно произнес он. «Любая жизнь, какой бы длинной и сложной она ни была, сделана из единого момента, в котором человек находит раз и навсегда себя самого».

Работы Антона Антоновича  приобретены музеями Оренбурга, Перми, Екатеринбурга и находятся в частных коллекциях не только в России, но и за рубежом.

   















Поиск по сайту

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ